На крайнем севере южного моря
Суровые зимы в Одессе бывают редко.
Были, конечно, случаи, когда море замерзало до горизонта и в Одессу пригоняли ледоколы
с севера, но обычно морозы условные и снежный покров символичен. Этот малый снежный
покров и позволяет на велосипеде ездить зимой где угодно. Но повторять зимой летние
маршруты мне казалось не очень разумным. Хотелось, используя особенности зимы,
попасть туда, куда летом добраться трудно. Таких мест я для себя определил два:
1. Узкие песчаные косы
(шириной порядка 100 м), отделяющие море от многочисленных лиманов. Как оказалось,
летом по ним даже пешком идти с велосипедом очень непросто из-за глубокого и
рыхлого песка (в том числе и по мокрому песку вдоль моря). Была надежда, что
зимой при благоприятном ветре и температуре воздуха по замерзшему песку можно
будет не сложно проехать по косам вдоль кромки моря. Предварительные попытки
ездить вдоль моря по мерзлому песку были очень оптимистичны.
2. Неподалеку от Одессы расположены
Днестровские плавни с многочисленными озерами и узкими протоками между ними.
Вот по этим протокам и озерам, скованным льдом, было бы интересно поездить,
туда летом не забраться.
Интересно было бы обе эти части
объединить в один маршрут, но, учитывая нестабильность зимней погоды в нашем
регионе, такой маршрут планировать сложно. Нужно ждать благоприятных условий
и немедленно выезжать, как только они появятся.
Схема двух ПВД |
1. У самого синего, аж Черного, моря.
21 –
22 января 2006
Одесса – Санжейка – Грибовка – Затока – Курортное – Лебедевка – Базарьянка – Николаевка – Белгород-Днестровский
Мечта прокатиться вдоль кромки
моря по подмороженному песку меня волнует не один год. Для этого нужно определенное сочетание погодных условий, главное - хотя бы
градусов 7 – 8 мороза, безморозный предварительный период и смена ветра с южного на северо-западный. Но не везет нам последние годы с зимой. И в этом году до
середины января столбик термометра ниже нуля практически не опускался. Было
подозрение, что зимы опять не будет. Днем в четверг 19 января, как обычно у нас
зимой, моросил дождь при плюс трех. Но к вечеру подул резкий северный ветер и
на утро 20-го мы уже имели минус 15. Наконец. Пора.
В субботу, 21, утром мы
выехали из Одессы вдвоем при минус 17. Температура радовала - песок наверняка
схватился. По пустынной дороге проехали Санжейку, Грибовку. В
Затоке, как утверждали местные жители, было уже –19. Здесь совершили длинный
привал, чаепитие в кафе, обед. Оценив холодным умом перспективы дальнейшей
езды, мы решили одного из нас (в смысле моего напарника) отправить домой.
Главная его ошибка – он не угадал с одеждой.
Из центра Затоки я
выехал в два часа дня. Берег моря был таким, о котором я мечтал несколько лет.
Мороз сковал вылизанный волнами мокрый песок. Дело довершил ветер и сдул все,
что не примерзло. Ширина такой бетонной дорожки обычно составляла 5 – 10
метров, а длина казалась бесконечной (фото 1 - 5). По ней кто-то уже
проехал на автомобиле, но следов почти не видно, замерзший песок не
деформируется (фото 1, 2, 4).
1. Что-то отдыхающих сегодня на пляже не много |
2. Подморозило только вчера. Кто-то из автолюбителей тоже с нетерпением ждал этого |
3. Это я что ли до Египта уже доехал? |
4. ... и тишина. |
5. Если бы снег не припудрил поверхность песка, то след совсем не был бы виден |
6. Внизу - тупик |
7. Да и на верху не очень уютно |
Дул слабый северный
ветер (т.е. немножко попутный), море было спокойным. За сергеевским мостом вдоль косы тянулась 100 – 200
метровая полоса моря, покрытого шугой. Здесь вода была вообще неподвижна. На
косе образовались многочисленные небольшие заводи, которые в большинстве
случаев были заполнены шугой. Эта шуга местами смерзлась в ледяной монолит, а
местами – нет. Отличить одну от другой практически невозможно. Увлекшись
быстрой ездой я на полном ходу влетел в такую зашугованную заводь. Одну ногу я
спас от намокания, а вторая сантиметров на 20 погрузилась в воду.
Всю будакскую косу до
Курортного (это примерно 18 км) я проскочил меньше, чем за час (включая время
на переодевание и переобувание). Проехав еще немного по берегу вдоль обрыва я
уперся в тупик – вода подступала прямо к обрыву (фото 6). Дальше таких мест было много,
поэтому пришлось вернуться и ехать верхом
Вдоль обрыва шла грунтовка, которая местами обрушилась в море (фото 7). Но самое
неприятное то, что по этой грунтовке, когда она была раскисшей и не замерзшей,
прогнали стадо коров…
В половине пятого я
въехал в Лебедевский лес. Начинать штурм второй косы вечером я не решился и
остановился на ночлег в Лебедевском лесу в густом сосняке. За день пройдено 96 км.
Вопреки ожиданиям,
проблем ночевка не вызвала никаких. Несмотря на длинную ночь подъем был поздним.
Самое тяжелое – заставить себя утром
вылезти из спальника на 15-тиградусный мороз. Летом это как-то происходит само собой. Еще вечером я
предвкушал, как с утра лихо промчусь по следующей косе, которая вдвое длиннее
предыдущей. Но с вечера пошел снежок, а ночью поднялся сильный ветер. Утром
оказалось, что по лесным дорогам ехать очень проблематично, поскольку все
дороги и ухабы на них ночью были занесены снегом (фото 10). Внизу под обрывом грохотало штормовое море. Но полное разочарование настигло меня,
когда спустился к косе за Лебедевкой. В море был приличный шторм. Ледяную
шугу, которая вчера была у берега, шторм выбросил на песок, по которому я собирался ехать.
Она местами замерзла, образовав торосы, местами это была
просто водо-ледяная смесь (фото 11). Выше был обычный рыхлый песок. Были,
конечно, отдельные проездные участки и я преодолел с пол километра косы. Потом понял,
что так далеко я не уеду и повернул назад.
Был сильный северо-восточный ветер.
Вообще я собирался в таком случае ехать на северо-запад в Сарату и уезжать
измаильским поездом. Но он идет часа в три ночи. Поэтому я поехал на
северо-восток, против ветра, в Белгород-Днестровский, в надежде успеть на последнюю
электричку. Это была ошибка. К вечеру ветер усилился, пурга,
температура падает, вокруг Буджакская степь, на которой местами ни деревца.
На дороге я был одинок – никто по ней никуда не ездил. Да и в редких придорожных
селах с трудом угадывались признаки жизни. Все замерло. В курортных поселках сейчас
и живут то, наверно, только одни сторожа. Я старался побольше ехать,
но все равно много шел, потому что из-за сильного встречного
ветра скорость езды была не больше, чем пешком. Кроме того, невозможно было смотреть вперед,
встечная пурга выжимала слезы из глаз, которые тут же замерзали на ресницах. Стемнело.
Все мои заботы были связаны с совершением кучи лишних движений, чтобы
активизировать пальцы рук и ног. Нужно сказать, что несмотря на некоторую
экстремальность, я чувствовал себя спокойно, была даже какая-то внутренняя
радость от созерцания происходящего. Это буйство стихии мне нравилось.
Когда до Белгорода оставалось уже недалеко, из-за какой-то одинокой будки с забором
вдруг выскочил огромный пес и с лаем бросился ко мне. Принимать какие либо
защитные меры было бессмысленно и я замер. Пес остановился передо мной и
периодически то тыкался носом в мой живот, то снова грозно и недовольно лаял.
Я старался не шевелиться и лишь говорил ему всякие ласковые слова, которые только
мог придумать. Через несколько минут такого общения пес еще что-то недовольное
прорычал, медленно повернулся и поплелся к своему охраняемому объекту. Я то сейчас
уеду, а он, бедолага, обречен быть до конца на этом собачьем холоде и в пурге.
В Белгороде на последнюю
электричку я опоздал на 40 минут. Здесь дежурный по станции мне сообщил, что
уже –22 (не часов, а градусов). А я думал, что так холодно потому, что ветер.
Уехал я в Одессу все тем-же ночным поездом из Измаила, до которого легко бы добрался,
если бы сразу поехал в Сарату.
Вывод один, крайний
север Черного моря – это вам не хухры-мухры. К нему нужно готовиться, как в
заполярье. Это подтверждает то, что на придорожных табличках
отражены глубокие мысли на чукотском диалекте (фото 12). Только странными для этого
сурового края выглядят названия сел –
Курортное, Приветное, Благодатное.
12. |
За день пройдено 62 км,
а всего за двухдневную поездку – 158 км. На следующий день я обнаружил,
что немного подморозил мочки ушей. Они были под капюшоном, но слегка выглядывали
из под шапки. Больше никаких неприятных последствий не было. Зато была куча ранее не испытываемых положительных эмоций.
Если еще раз выдастся удачная погода - обязательно поеду снова. Тем более, что вторую косу я так и не прошел.
5 - 6 февраля 2006
Одесса – Дальник –
Теплодар – Ясски – русло р. Турунчук – Беляевка – Маяки – Одесса
Холода медленно
отступили и к началу февраля температура снова вернулась к привычным
положительным значениям (см. график температуры на рис. 13). Смешаные чувства меня
охватывали. С одной стороны – как не радоваться теплу? С другой стороны,
хорошие морозы, которых я ждал так долго, быстро прошли – а я ничего не
успел.
И вдруг – снова
подарок судьбы. В воскресенье, 5 февраля с утра все было как обычно, около 0.
Но прогноз обещал резкое похолодание. И действительно, к обеду было уже минус
8. Сборы были мгновенными – в 14:00 я уже выехал. Ехать снова на косу
бессмысленно – изуродованное штормом побережье косы вряд ли стало лучше. Была
реализована вторая задумка – Днестровские плавни. В районе Маяки – Паланка я
как-то зимой уже был, там мало озер и проток, сплошные камыши – негде
развернуться. Поэтому я решил ехать в район Троицкое – Яски. Палатку на сей
раз я решил не брать – комаров то все равно нет, зачем она нужна? Взял
полиэтиленовый тент, для защиты не от дождя, а от ветра. Намерзший лед с
него легко стряхнуть, в отличие от палатки. Взял дополнительный синтепоновый
утеплитель к спальнику, полный комплект запасной одежды на случай провала под лед.
13. График изменения температуры в Одессе из архива GISMETEO |
К Турунчуку за Ясками
я приехал уже в темноте. Переходить русло Турунчука ночью не решился, я понятия
не имел, какой там лед. Заночевал на левом берегу прямо у реки. возле слияния
двух рукавов Турунчука за островом Куца. За день пройдено 72 км.
Уснуть было
сложно по двум причинам: ярко светила луна и, то далеко, то совсем рядом
периодически раздавался грохот трескающегося льда. Мороз крепчал.
Утром было минус 18.
Появились первые рыбаки, устремившиеся через Турунчук на озеро. За ними
двинулся и я. Вообще-то я планировал пройти через пограничников на мосту –
погранзона как-никак. Но когда утром я увидел рыбаков, свободно гуляющих
по Турунчуку, как по бульвару, я понял, что к пограничникам идти не надо. Они
решат, что у меня или крыша поехала, или я задумал взорвыть их пограничный
пост. А иначе - чего я к ним приперся. В любом случае - точно задержат.
14. Первая встреча с Турунчуком |
15. Следы невиданных зверей должны быть где-то здесь |
16. Дорога к озеру |
17. Нерегулируемый перекресток. |
Полазил я немножко по мелким
протокам и рыбачьим тропам. Ездить по ним почти невозможно. Но пешком ходить
довольно интересно. Пройти можно куда угодно, куда летом ни за что не
доберешься. Отличный район для зимних пешеходных маршрутов.
Для велосипеда я стал
искать более крупные протоки и озера. Для этого снова вернулся к руслу
Турунчука. Я и не предполагал, что Турунчук так мертво стал. Толщина льда
составляла 20 – 30 см. А ведь здесь приличное течение. Я не стал искать других
проток и поехал по основному руслу Турунчука до Беляевки. Когда еще я позволю себе такую
роскошь?
В районе Ясок и чуть
ниже много рыбаков. В основном они ловят на озере Тудорово, но часть и в русле
Турунчука. Основное средство передвижения – мотоцикл с коляской, но со снятой
люлькой для облегчения. Много народу с велосипедами. Правда, я только один раз видел едущего
рыбака, по льду они в основном ходят.
18. Хорошо укатанная "ледовка" у села Яски |
19. |
20. |
21. Автоледобан Троицкое - Беляевка |
После того, как я первый раз
грохнулся на лед - еле встал. Все былые падения на землю и даже на камни
казались легким поглаживанием по сравнению с этим. Но дальше ехал аккуратнее.
Лед бывает разный.
Самый хороший - это на котором снежный налет. Точнее, это не снег, а, видимо,
иней. После первой волны холодов была оттепель, а лед был холодный. По этому
заиндевевшему льду ехать чуть тяжелее, чем по асфвльту (как по сантиметровому
слою рыхлого песка), но зато почти не скользит. Вообще очень интересные
ощущения, когда все время едешь по идеально ровной поверхности. Я старался не
увлекаться ездой по этой заснеженной целине, ездил только по местам, где народ
уже ездил или ходил, поскольку я был один и в случае провала мне пришлось бы не
сладко. Второй тип льда гладкий как стекло, это где из трещин вышла наверх
вода. По нему тоже можно ехать, но очень аккуратно, без резких движений. Третий
тип льда - гладкий скользкий но с мелкими волнами. По нему тоже можно ехать, но
очень осторожно. И, наконец, последний - узкие замерзшие колеи от мотоциклов (рыбаки продолжали ездить, когда потеплело и чуть подтаяло, а потом
все это замерзло). Вот тут ехать невозможно. Но, к сожалению, немалая часть
моего пути проходила именно по такому льду по указанным выше причинам. Кстати,
не зря - в самом конце, под Беляевкой посреди Турунчука был небольшой участок
чистой воды, что меня сильно удивило. Дело в том, что когда-то давно я зимой
ходил через Турунчук на Белое озеро. Зима была хилая и Турунчук замерз лишь
кое-где. Чья-то добрая душа в месте наиболее прочного льда натянула веревку и
навешала на ней красных тряпочек. Так это было в точности то место, где сейчас
единственный на Турунчуке участок чистой воды. Неподалеку к берегу шла цепочка
замерзших обломков льда. Кто-то все-же влетел в полынью и проламывал лед аж до
берега. Холодок по спине пробежал, представляя всю эту картину.
22. Пылают плавни |
23. Это только кажется лед тонким. Его здесь не менее 30 см толщины |
24. Мечта ремонтника дороги: залил выбоину водой - и через пол часа можно ездить |
25. |
На участке Маяки – Одесса снова
пришлось не сладко. Дул северо-восточный ветер. Не такой убойный, как под
Белгородом, но все равно довольно крепкий. И дул он не совсем в лоб, а чуть с
боку. Как ни странно, в этом случае сложнее от него защититься, он каким-то
хитрым образом все равно проникал во внутрь. Когда стало совсем невмоготу,
вовремя подвернулось кафе в Дальнике. Наверно я запомнился продавцам
количеством выпитого горячего чая.
Сравнительно легко добрался домой, но в последующие дни заметил, что кончики пальцев я все же слегка подморозил.
За день пройдено 75 км. Всего за два дня поездки – 147 км, но по льду лишь около 18 км.
Некоторые
выводы.
1. Езда на велосипеде зимой и
летом – это две огромные разницы. Зимние походы совершенно иные по
эмоциональному восприятию, по типу физических нагрузок, по требованиям к
снаряжению, по окружающей природе.
2. Зимние условия требуют активных
движений, даже когда очень устал. Поэтому очень важной является выносливость
участников похода. Без этого обморожения неизбежны.
3. Зима позволяет сравнительно
просто проникнуть в места, в которые летом пробраться сложно. Велосипед
здесь весьма полезен, а в худшем случае – он не сильно мешает.
4. Поездки этого года обошлись без провалов под лед, но из предыдущих поездок я заметил, что на велосипеде можно проехать по очень тонкому льду, где пешком гарантирован провал. Собственно, мои провалы происходили именно тогда, когда я, сходя с велосипеда, становился ногой на лед. Возможно, это случайности, но такую особенность я подметил.
5. Этой зимой в пик холодов рядом
велосипедистов Украины также проводились выезды далеко за город с разной целью:
http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?t=19247
http://tourist.kharkov.ua/review_longtravel/?viewtopic=25
http://tourist.kharkov.ua/review_longtravel/?viewtopic=26
http://donetsk-velotour.iatp.org.ua/forum/topic.php?forum=1&topic=2
В большинстве случаев участники этих приключений попали в пик холодов не намеренно, а случайно. Но все равно все это, возможно, когда-нибудь вырастет у нас в отдельное направление велотуризма.