ОТЧЕТ
о велосипедном туристском спортивном
походе
второй категории сложности по Винницкой
области,
совершенном
с 24 по 31 марта 2005 г.
Маршрутная
книжка № 16/05
Руководитель
группы – Буз В.Н.
1. Справочные
данные о туристском спортивном походе
1.1. Организация – Одесский
городской спортивно-туристский клуб «Одесса»
1.2. Параметры похода.
Вид
туризма |
Категория
сложности похода |
Протяженность
активной части, км |
Срок
проведения |
|
Велосипедный |
Вторая |
417 |
24 – 31 марта 2005 |
|
1.3. Район похода –
Винницкая и Хмельницкая области Украины
1.4. Нитка маршрута:
Планируемая: Винница –
Стрижавка – Мизяков – Кожухов – Летичев – Меджибож – Бар – Копайгород –
Мурованные Куриловцы – Ровное – Хоньковцы – Нагоряны – Лядова – Могилев
Подольский – Бронница – Еленовка – Буша – Стена – Ямполь – Должок – Трибусовка
– Кукулы – Баштанков – Кодыма.
Фактически пройденная: Винница –
Стрижавка – Мизяков – Кожухов – Летичев – Меджибож – Бар – Копайгород –
Украинское – Приветное – Лучинчик – Вендичаны – Могилев Подольский – Бронница –
Еленовка – Буша – Ямполь – Качковка – Должок – Ольшанка – Красноселка –
Крыжополь.
Схема пройденного маршрута
Трек (восстановлен по нитке пройденного маршрута)
1.5. Сведения об участниках
похода
№ п/п |
Фамилия, имя,
отчество |
Обязанности
в группе |
1 |
Буз Василий Николаевич
|
Руководитель |
2 |
Мискин
Сергей Сергеевич |
Зав.прод |
3 |
Максимов
Артур Леонидович |
Сан.инструктор |
4 |
Смирнов
Юрий Михайлович |
Механик |
1.6. Место хранения отчета
Отчет находится в Одесском
городском клубе туристов
1.7. Место рассмотрения похода
МКК Одесской областной федерации
туризма
2.
Содержание отчета
2.1. Общая идея
похода, его необычность, новизна.
Поход
имеет две основные цели:
1.
Знакомство с достопримечательностями не часто посещаемых самодеятельными
туристами районов Винничины и Хмельниччины –замок в Меджибоже, скальный
монастырь Лядова, остатки оборонительных сооружений в
с. Буша, а также интересные природные объекты Подольского
Приднестровья – лесистые и скалистые ущелья рек Русава, Немия, Мурафа, Каменка,
геологический заповедник «Гайдамацкий Яр»
2.
Подготовка к походу 4 к.с. в Карпаты в начале мая. В это время в Карпатах
местами еще лежит снег, по раскисшим склонам бегут многочисленные ручьи,
возможны заморозки, велика вероятность осадков. Поход ранней весной в
Подольское Приднестровье близок по всем этим условиям к Карпатам в начале мая.
2.2. Варианты подъезда
и отъезда.
Подъезд
к начальному пункту маршрута – г.Винница наиболее удобно осуществлять
электричкой № 604 (Одесса – Винница) или одним из поездов: Одесса – Ковель,
Одесса - Киев
№ поезда |
|
тип |
Отправл. из Одессы |
Прибытие в Винницу |
Стоянка |
006 |
Одесса
- Киев |
фирм. скор. |
22:10 |
04:28 |
00:02 |
010 |
Одесса
- Киев |
скор. |
22:52 |
05:14 |
00:04 |
020 |
Одесса
- Санкт-Петербург |
скор. |
18:34 |
01:27 |
00:04 |
024 |
Одесса
- Москва |
скор. |
14:00 |
20:43 |
00:04 |
084 |
Одесса
- Ковель |
фирм. скор. |
19:37 |
02:24 |
00:04 |
094 |
Одесса
- Минск |
скор. |
14:28 |
21:28 |
00:04 |
604 |
Одесса
- Винница |
пасс. |
15:39 |
22:27 |
|
662 |
Одесса
- Киев |
пасс. |
18:43 |
03:21 |
00:10 |
Отъезд в конечном пункте маршрута возможен электричками Вапнярка –
Одесса, Винница - Одесса, либо пассажирскими поездами из Киева, Львова, Ковеля,
Хмельницкого, Христиновки.
2.3. Аварийные выходы
с маршрута, его запасные варианты
При
аварийном выходе с маршрута можно уехать поездом с одной из основных
железнодорожных станций: Деражня, Жмеринка, Вапнярка, Крыжополь,
Могилев-Подольский. До ближайшей из станций можно добраться автобусом или своим
ходом.
2.4. Изменения
маршрута и его причины
Прохождение залитой водой поймы реки Згар между селами Мизяков и
Супрунов, участка заснеженных лесов между селом Супрунов и автодорогой Р-92,
грунтовых дорог между селами Ивановцы – Новоконстантинов и между селами
Галузинцы – Колосовка оказалось значительно более трудоемким, чем
предполагалось при подготовке к походу. Поэтому при дальнейшем прохождении
маршрута участки лесных и грунтовых дорог было решено заменить участками дорог
с твердым покрытием. По этой причине исключены и заменены три участка:
1.
Хоньковцы – Нагоряны – Лядова
2.
Буша – Стена – Ямполь
3.
Трибусовка – Кукулы – Баштанков – Кодыма
2.5.
График движения
№ п/.п |
Участок |
Начало
участка, км |
Протяжен-ность
участка, км |
Характер
дороги, препятствия, опасные участки |
Метеорологические
условия* |
1 |
Винница – Лавровка |
0 |
17,5 |
Асфальт. |
Безоблачно.
Температура воздуха около +3 +50С. Ветер юхный, 3 – 5 м/с |
2 |
с. Лавровка |
17,5 |
1,3 |
Грейдер |
Перем.
облачность. Температура воздуха от –2 утром до +70С днем. Ветер
южный, 1 – 3 м/с |
3 |
с. Лавровка – дорога на Мизяков |
18,8 |
4,6 |
Грунтовка, бездорожье, вспаханное поле |
|
4 |
- Мизяков |
23,4 |
4,9 |
Асфальт. |
|
5 |
с. Мизяков |
28,3 |
3.1 |
Грейдер |
|
6 |
Мизяков – Дамба возле с. Супрунов |
31,4 |
4,5 |
Грунтовка через заливные луга |
|
7 |
с. Супрунов – автодорога Р-92 |
35,9 |
7 |
Заснеженная лесная дорога |
|
8 |
автодорога Р-92 – стоянка |
42,9 |
14,5 |
Асфальт |
|
9 |
стоянка – за с. Кожухов |
57,4 |
20,3 |
Асфальт |
Утром – туман. Перем. облачность. Температура утром
около 0, днем до +10 |
10 |
Поворот вправо за с. Кожухов – с. Шевченко |
77,7 |
4,5 |
Асфальт |
|
11 |
Шевченко – Иванковцы – Осичок – Тесы |
82,2 |
13,3 |
Грейдер |
|
12 |
с. Тесы – с. Новоконстантинов |
95,5 |
2,8 |
Раскисшая грунтовка |
|
13 |
с. Новоконстантинов |
98,3 |
1 |
Грейдер |
|
14 |
с. Новоконстантинов – Летичев |
99,3 |
16,6 |
Асфальт. |
|
|
Летичев – стоянка |
115,9 |
8,7 |
|
|
15 |
Стоянка – Меджибож |
124,6 |
16,1 |
Асфальт |
Перем. облачность. Температура утром около 0, днем до
+8. Ветер восточный 2-4 м/с |
16 |
Меджибож - Деражня |
140,7 |
24,7 |
асфальт. |
|
17 |
Деражня - Галузинцы |
165,6 |
16,5 |
Асфальт, брусчатка, грейдер |
|
18 |
Галузинцы - Колосовка |
181,9 |
5,5 |
Раскисшая грунтовка. |
|
19 |
Колосовка - автодорога |
187,4 |
0,8 |
Брусчатка |
|
20 |
Автодорога – стоянка в лесу - автодорога |
188,2 |
2,2 |
Асфальт (0,6), раскисшая и заснеженная грунтовка
(1,6) |
|
21 |
Гаевое – Бар – Копайгород - перекресток |
190,4 |
36,6 |
Асфальт |
--- // --- |
22 |
Вендичаны – М.Подольский - стоянка |
227 |
72 |
Асфальт. |
|
23 |
Стоянка - Буша |
299 |
23 |
Асфальт |
Перем. облачность. Температура от –2 утром до +6 днем.
Ветер восточный 2-4 м/с |
24 |
Буша – Гайдамацкий Яр – Буша |
322 |
5,7 |
Грейдер через село, дальше грунтовка. |
|
25 |
Буша – Ямполь |
328 |
25 |
Грейдерная дорога |
|
26 |
Ямполь – Вильшанка |
353 |
28 |
Разбитый асфальт, грейдерная дорога |
|
27 |
Вильшанка – Городковка |
381 |
22 |
Асфальт |
--- // --- |
28 |
Городковка - Крыжополь |
403 |
14 |
Асфальт |
|
2.6.
Техническое описание маршрута
Цифры, приведенные далее в тексте
– это текущее значение пройденного расстояния в километрах.
0
- железнодорожный вокзал Винница
3.3 – Мост ч/з Юж. Буг. Перед
мостом сворачиваем вправо.
9.5 – Клеверный мост.
12,0 – перекресток, слева мост через
Юж. Буг. Если ехать прямо, то в километре справа руины ставки Гитлера "Вервольф". Точнее, это место, где она располагалась.
Там все взорвано и выровнено, смотреть особенно нечего. Сворачиваем влево, на мост. За мостом – с. Стрижавка. С оживленной автострады съезжаем на
довольно тихую дорогу с местами разбитым асфальтом.
14,6 – влево уходит дорога. Едем
прямо в с. Лавровка
17,5 – дорога упирается в
памятник, за ним – Юж. Буг. Заканчивается асфальт. Сворачиваем влево и едем
через село.
18,8 – конец села Лавровка. Едем
по замерзшим грунтовкам (фото 2, 3). Упираемся в каналы орошения. Движемся вдоль
них, затем через вспаханное поле (фото 4).
23,4 – выход на асфальтовую дорогу
25,9 – привал слева в посадке у
дороги
28,3 – в с. Мизяков поворот влево.
На повороте почта, отправили телеграмму.
31,4 – конец села Мизяков. Дальше
едем по грунтовке, а затем просто по траве через заливные луга. Луга
деиствительно равномерно залиты слоем воды (фото 6). Прыгаем по кочкам, но
пройти здесь не замочив ноги невозможно
33 – справа начинается лес.
35.9 – дамба (фото 9), слева с. Супрунов.
Тропа, поднимающаяся к дамбе, покрыта снегом (фото 8). От дамбы и пруда по
грунтовке уходим вправо вверх. Дальше дорога идет через лес. В лесу все покрыто
снегом. Велосипеды вязнут в снегу, идти тяжело (фото 10-14).
42 – озеро. Перед озером спуск по
скользкой дороге (фото 15-16).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кажется сказочно гладкой |
42,9 – выходим на асфальтовую
дорогу (фото 17), по которой едем на запад.
57,4 – стоянка слева в 200 м от
дороги на краю леса (фото 18). Южный край леса хорошо прогревается солнцем и здесь на
большей части поверхности снег уже растаял.
65,7 - перекресток
71,7 – справа с. Ст. Гута
77,7 – сворачиваем вправо на
дорогу заметно худшего качества.
|
областного значения |
без снега |
|
|
82,2 – развилка в с. Шевченко. Вправо
уходит дорога суше и заметно лучшего качества, но она ведет в тупик. Едем
прямо, по дороге, покрытой непрерывными лужами (фото 21)
85,8 – с.Иванковцы
89,3 – поворот на Тесы. Небольшой
спуск м подъем. После подъема дорога завалена снегом (фото 22).
91,1 – перекресток. Едем прямо.
92,8 – в с. Осичок выясняем, что
дальше проехать невозможно, все грунтовки раскисли. Возвращаемся к перекрестку
(94,5) и сворачиваем на запад.
95,5 – дорога плавно сворачивает
вправо в с. Тесы, а мы движемся прямо по раскисшей грунтовке (фото 24, 25).
Отсутствие какого либо покрытия на дороге между селами – это признак границы
областей. Выручают остатки снега и льда на дороге. Вблизи посадок снега много.
|
|
|
и Хмельницкой областями |
|
98,3 – с. Новоконстантинов. Вначале через село идет дорога, покрытая лужами и раскисшей землей (фото
26), а через 1 км выезжаем на асфальт. Дорога описывает двухкилометровую дугу
через село, после чего выходит на автотрассу.
114,8 – начало Летичева
115,1 поворот влево
115,9 – поворот вправо. Здесь мы
выезжаем на оживленную трассу Винница – Хмельницкий.
124,6 – стоянка в 300 м от дороги
слева на краю леса
133,2 – перекресток. Сворачиваем
вправо
140,2 – Меджибож (фото 32). Осматриваем
крепость (фото 27), развалины костела (фото 30), синагогу (фото 31).
147,2 – возвращаемся к перекрестку
и едем прямо. Обочины дороги завалены снегом (фото 33)
165,6 – Деражня (фото 34)
совсем наоборот. |
|
|
|
|
181,9 – привал на окраине
с.Галузинцы. В саду на траве насобирали свежих яблок – они прекрасно
сохранились под слоем снега. Дальше следует спуск по грунтовке, присыпанной
песком (фото 36), а потом совершенно непроезжаемый участок раскисшей грунтовки
(фото 37, 38). Здесь снова мы пересекаем границу Винницкой и Хмельницкой областей.
187,1 – добираемся до с.
Колосовка. Дальше через село идет раскисшая дорога, но под слоем грязи и луж
чувствуется твердое покрытие – по этой дороге уже можно ехать. Через 0,5 км
после небольшого подъема выезжаем на брусчатку, а еще через 0,8 км упираемся в
асфальтовую дорогу. Сворачиваем влево и едем по ней.
188,8 – в конце спуска сворачиваем
влево и по траве, засыпанной снегом грунтовке добираемся до покрытого лесом
склона холма (0,8 км), где ставим лагерь. Учитывая опыт последних дней решаем
изменить дальнейший маршрут так, чтобы исключить грунтовые участки.
196,8 – г.Бар (фото 39). В Центре города справа ~300 метров руины старой крепости.
224,8 – г. Копайгород. Чем ближе к
Днестру – тем ощутимее спуски и подъемы. В 1,5 км за с. Украинское упираемся в
автотрассу с хорошим асфальтом и едем по ней вправо в сторону
Могилева-Подольского. Почему-то эта дорога на карте обозначена, как
второстепенная дорога.
257 – Вендичаны
277 – Могилев – Подольский (фото
40). Здесь закупаем продукты, отправляем телеграмму.
299 – после крутого подъема справа
от дороги за лесопосадкой на краю сада ставим лагерь.
319 – сворачиваем влево на дорогу,
ведущую в с. Буша (фото 41). Здесь осматриваем остатки крепости (фото 42).
Дальше поднимаемся через село вверх по ручью и осматриваем геологический
заповедник «Гайдамацкий Яр» (фото 43). Здесь вдоль зажатого крутыми склонами ручья
расположены причудливые известняковые валуны.
353 – г. Ямполь. Далее
следует несколько крутых спусков и подъемов по асфальтовой и грейдерной дороге
до с. Вильшанка.
380,7 – на перекрестке
дорог у виадука (фото 44) не спускаясь в Вильшанку сворачиваем влево в сторону
Крыжополя.
403 – с. Городковка
417 – ст. Крыжополь.
Это название села такое |
|
|
|
Заключение
и выводы
Несмотря
на сложные условия межсезонья маршрут успешно пройден всеми участниками. Во
второй половине маршрута пришлось произвести изменения и продолжить его по
асфальтовым и грейдерным дорогам, минуя раскисшие грунтовки.
Один из
велосипедов был плохо подготовлен к походу. Были проблемы, связанные с
самопроизвольным отворачиванием болта крепления левого шатуна и с тормозами.
Следует
иметь в виду, что в райцентрах не сложно найти магазин с велозапчастями, но там
обычно в изобилии запчасти только к отечественным дорожным велосипедам.
В группе
были сторонники разных способов перевозки груза – как на багажнике, так и в
заплечных рюкзаках. Опыт этого похода не привел к изменению чьих либо взглядов.
График
движения группы был плохо организован – слишком много времени уходило на беседы
и споры у костра. Это безусловно интересно и полезно, но в условиях короткого
светового дня и раскисших дорог это приводило к отставанию от запланированного
графика.
Движение
по дорогам вдоль Днестра сопряжено с преодолением многочисленных крутых
подъемов и спусков.
На
пройденном маршруте находится целый ряд интересных объектов природы и истории.
Особую
сложность в межсезонье представляют участки границ областей. Там дороги обычно
не имеют никакого покрытия.
Предполагая
большое количество воды на дорогах, возможность преодоления ручьев, мы
захватили с собой пару резиновых сапог. Но они в ходе похода так и не были
использованы. Многократно переобуваться в течение дня, обувать сапоги перед
каждой лужей, неудобно. Ехать весь день в резиновых сапогах еще более неудобно.
Нет проблем активно передвигаться в мокрых кроссовках весь день. Главное –
после прекращения движения быстро переобуться в сухую обувь.
В походе километраж определялся с помощью велокомпьютера, который, как оказалось впоследствии, дает несколько завышенные значения (пороядка 3-4%).
Группа
успешно преодолела участки заснеженных и раскисших грунтовых дорог, что
является хорошей тренировкой перед предстоящим в мае сложным походом в Карпатах
http://carpathian2005.narod.ru/index.htm
1. Невiдоме Подiлля. http://gorodok-region.narod.ru/
2. Винницкая область. http://www.nashkray.kiev.ua/vinn.htm
3. Хмельницкая
область. http://www.nashkray.kiev.ua/hmel.htm
4. Карта Украины (М 1:100000). http://www.velotourism.ru/gps_map/ukraine/index.html
http://active.com.ua/ukrmap/
5. Винницкая область. Геология .Геологическое
строение, рельеф, климат, внутренние воды. http://vin.com.ua/ourland/geology/indexru.htm
6. Визначні місця
Вінниччини http://expo.vin.com.ua/uk/main/outstanding_places
7. Экскурс по древним памятникам Подольского Приднестровья. http://tourclub.vinnitsa.com/item_out.php?char=ekskursii/busha_2x
8. Загадки Буши http://www.vokrugsveta.com/S4/proshloe/busha.htm
9. Святилище біля села
Буша http://pravo.iatp.org.ua/lev/mi6.htm
10. Бушанский замок. http://www.library.vinnitsa.com/podolia/ukr/Z_Busha.htm
11. Буша http://umoloda.kiev.ua/number/33/163/379/
12. Скальный монастырь возле с.Лядова http://orthodox.vinnica.ua/hm-usiknmon-r.php
13. Замок в Меджибоже http://www.is.km.ua/index.php?p=castle
14. Меджибож и др. http://sk.vlasenko.net/
15. Маршруты
Хмельницкой области http://www.turizm-km.iatp.org.ua/index.htm
17. Могилевская ветвь
http://www.library.kr.ua/elib/andreev/mogilev.html
18. Винницкая область. Топографическая карта. М 1:200 000. Киевская военно-картографическая фабрика, 1992
19. Хмельницкая область. Топографическая карта. М 1:200 000. Киевская военно-картографическая фабрика, 1999