ОТЧЕТ

о велосипедном туристском спортивном походе

второй категории сложности по Винницкой области,

совершенном с 24 по 31 марта 2005 г.

Маршрутная книжка № 16/05 

Руководитель группы – Буз В.Н.

 

1. Справочные данные о туристском спортивном походе

1.1. Организация – Одесский городской спортивно-туристский клуб «Одесса»

1.2. Параметры похода.

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Срок проведения

Велосипедный

Вторая

417

24 – 31 марта 2005

 

 

1.3. Район похода – Винницкая и Хмельницкая области Украины

 

1.4. Нитка маршрута:

Планируемая: Винница – Стрижавка – Мизяков – Кожухов – Летичев – Меджибож – Бар – Копайгород – Мурованные Куриловцы – Ровное – Хоньковцы – Нагоряны – Лядова – Могилев Подольский – Бронница – Еленовка – Буша – Стена – Ямполь – Должок – Трибусовка – Кукулы – Баштанков – Кодыма.

Фактически пройденная: Винница – Стрижавка – Мизяков – Кожухов – Летичев – Меджибож – Бар – Копайгород – Украинское – Приветное – Лучинчик – Вендичаны – Могилев Подольский – Бронница – Еленовка – Буша – Ямполь – Качковка – Должок – Ольшанка – Красноселка – Крыжополь.


Схема пройденного маршрута

Click here

Трек (восстановлен по нитке пройденного маршрута)

 

1.5. Сведения об участниках похода

№ п/п

Фамилия,  имя,  отчество

Обязанности в группе

1

Буз Василий Николаевич

Руководитель

2

Мискин Сергей Сергеевич

Зав.прод

3

Максимов Артур Леонидович

Сан.инструктор

4

Смирнов Юрий Михайлович

Механик

 

1.6. Место хранения отчета

Отчет находится в Одесском городском клубе туристов

1.7. Место рассмотрения похода

МКК Одесской областной федерации туризма

2. Содержание отчета

2.1. Общая идея похода, его необычность, новизна.

Поход имеет две основные цели:

1. Знакомство с достопримечательностями не часто посещаемых самодеятельными туристами районов Винничины и Хмельниччины –замок в Меджибоже, скальный монастырь Лядова, остатки оборонительных сооружений в с. Буша, а также интересные природные объекты Подольского Приднестровья – лесистые и скалистые ущелья рек Русава, Немия, Мурафа, Каменка, геологический заповедник «Гайдамацкий Яр»

2. Подготовка к походу 4 к.с. в Карпаты в начале мая. В это время в Карпатах местами еще лежит снег, по раскисшим склонам бегут многочисленные ручьи, возможны заморозки, велика вероятность осадков. Поход ранней весной в Подольское Приднестровье близок по всем этим условиям к Карпатам в начале мая.

 

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

Подъезд к начальному пункту маршрута – г.Винница наиболее удобно осуществлять электричкой № 604 (Одесса – Винница) или одним из поездов: Одесса – Ковель, Одесса - Киев 

№ поезда

 

тип

Отправл. из Одессы

Прибытие в Винницу

Стоянка

006

Одесса - Киев

фирм. скор.

22:10

04:28

00:02

010

Одесса - Киев

скор.

22:52

05:14

00:04

020

Одесса - Санкт-Петербург

скор.

18:34

01:27

00:04

024

Одесса - Москва

скор.

14:00

20:43

00:04

084

Одесса - Ковель

фирм. скор.

19:37

02:24

00:04

094

Одесса - Минск

скор.

14:28

21:28

00:04

604

Одесса - Винница

пасс.

15:39

22:27

 

662

Одесса - Киев

пасс.

18:43

03:21

00:10

 

Отъезд в конечном пункте маршрута возможен электричками Вапнярка – Одесса, Винница - Одесса, либо пассажирскими поездами из Киева, Львова, Ковеля, Хмельницкого, Христиновки.

 

2.3. Аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты

При аварийном выходе с маршрута можно уехать поездом с одной из основных железнодорожных станций: Деражня, Жмеринка, Вапнярка, Крыжополь, Могилев-Подольский. До ближайшей из станций можно добраться автобусом или своим ходом.

 

2.4. Изменения маршрута и его причины

Прохождение залитой водой поймы реки Згар между селами Мизяков и Супрунов, участка заснеженных лесов между селом Супрунов и автодорогой Р-92, грунтовых дорог между селами Ивановцы – Новоконстантинов и между селами Галузинцы – Колосовка оказалось значительно более трудоемким, чем предполагалось при подготовке к походу. Поэтому при дальнейшем прохождении маршрута участки лесных и грунтовых дорог было решено заменить участками дорог с твердым покрытием. По этой причине исключены и заменены три участка:

1. Хоньковцы – Нагоряны – Лядова

2. Буша – Стена – Ямполь

3. Трибусовка – Кукулы – Баштанков – Кодыма

 


2.5. График движения

 

№ п/.п

Участок

Начало участка, км

Протяжен-ность участка, км

Характер дороги, препятствия, опасные участки

Метеорологические условия*

1

Винница – Лавровка

0

17,5

Асфальт.

Безоблачно. Температура воздуха около +3 +50С. Ветер юхный, 3 – 5 м/с

2

с. Лавровка

17,5

1,3

Грейдер

Перем. облачность. Температура воздуха от –2 утром до +70С днем. Ветер южный, 1 – 3 м/с

 

3

с. Лавровка – дорога на Мизяков

18,8

4,6

Грунтовка, бездорожье, вспаханное поле

4

- Мизяков

23,4

4,9

Асфальт.

5

с. Мизяков

28,3

3.1

Грейдер

6

Мизяков – Дамба возле с. Супрунов

31,4

4,5

Грунтовка через заливные луга

7

с. Супрунов – автодорога Р-92

35,9

7

Заснеженная лесная дорога

8

автодорога Р-92 – стоянка

42,9

14,5

Асфальт

9

стоянка – за с. Кожухов

57,4

20,3

Асфальт

Утром – туман. Перем. облачность. Температура утром около 0, днем до +10

 

10

Поворот вправо за с. Кожухов – с. Шевченко

77,7

4,5

Асфальт

11

Шевченко – Иванковцы – Осичок – Тесы

82,2

13,3

Грейдер

12

с. Тесы – с. Новоконстантинов

95,5

2,8

Раскисшая грунтовка

13

с. Новоконстантинов

98,3

1

Грейдер

14

с. Новоконстантинов – Летичев

99,3

16,6

Асфальт.

 

Летичев – стоянка

115,9

8,7

 

15

Стоянка – Меджибож

124,6

16,1

Асфальт

Перем. облачность. Температура утром около 0, днем до +8. Ветер восточный 2-4 м/с

16

Меджибож - Деражня

140,7

24,7

асфальт.

17

Деражня - Галузинцы

165,6

16,5

Асфальт, брусчатка, грейдер

18

Галузинцы - Колосовка

181,9

5,5

Раскисшая грунтовка.

19

Колосовка - автодорога

187,4

0,8

Брусчатка

20

Автодорога – стоянка в лесу - автодорога

188,2

2,2

Асфальт (0,6), раскисшая и заснеженная грунтовка (1,6)

21

Гаевое – Бар – Копайгород - перекресток

190,4

36,6

Асфальт

--- // ---

22

Вендичаны – М.Подольский - стоянка

227

72

Асфальт.

23

Стоянка - Буша

299

23

Асфальт

Перем. облачность. Температура от –2 утром до +6 днем. Ветер восточный 2-4 м/с

24

Буша – Гайдамацкий Яр – Буша

322

5,7

Грейдер через село, дальше грунтовка.

25

Буша – Ямполь

328

25

Грейдерная дорога

26

Ямполь – Вильшанка

353

28

Разбитый асфальт, грейдерная дорога

27

Вильшанка – Городковка 

381

22

Асфальт

--- // ---

28

Городковка - Крыжополь

403

14

Асфальт

 

 


 

2.6. Техническое описание маршрута

Цифры, приведенные далее в тексте – это текущее значение пройденного расстояния в километрах.

0  - железнодорожный вокзал Винница

3.3 – Мост ч/з Юж. Буг. Перед мостом сворачиваем вправо.

9.5 – Клеверный мост.

12,0 – перекресток, слева мост через Юж. Буг. Если ехать прямо, то в километре справа руины ставки Гитлера "Вервольф". Точнее, это место, где она располагалась. Там все взорвано и выровнено, смотреть особенно нечего. Сворачиваем влево, на мост. За мостом – с. Стрижавка. С оживленной автострады съезжаем на довольно тихую дорогу с местами разбитым асфальтом.

14,6 – влево уходит дорога. Едем прямо в с. Лавровка

17,5 – дорога упирается в памятник, за ним – Юж. Буг. Заканчивается асфальт. Сворачиваем влево и едем через село.

18,8 – конец села Лавровка. Едем по замерзшим грунтовкам (фото 2, 3). Упираемся в каналы орошения. Движемся вдоль них, затем через вспаханное поле (фото 4).

23,4 – выход на асфальтовую дорогу

Click here
1.Ну че, поехали?
Click here
2.Мороз и солнце - день чудесный
Click here
3.Мчится тройка
Click here
4.Мы знали, что маршрут будет
не простым, что придется попахать.
Но не ожидали, что придется перепахивать
Click here
5.А тут кроты все вспахали до нас

25,9 – привал слева в посадке у дороги

28,3 – в с. Мизяков поворот влево. На повороте почта, отправили телеграмму.

31,4 – конец села Мизяков. Дальше едем по грунтовке, а затем просто по траве через заливные луга. Луга деиствительно равномерно залиты слоем воды (фото 6). Прыгаем по кочкам, но пройти здесь не замочив ноги невозможно

33 – справа начинается лес.

35.9 – дамба (фото 9), слева с. Супрунов. Тропа, поднимающаяся к дамбе, покрыта снегом (фото 8). От дамбы и пруда по грунтовке уходим вправо вверх. Дальше дорога идет через лес. В лесу все покрыто снегом. Велосипеды вязнут в снегу, идти тяжело (фото 10-14).

42 – озеро. Перед озером спуск по скользкой дороге (фото 15-16).

Click here
6. А весла то мы забыли...
Click here
7. ... и лыжи тоже
Click here
8.
Click here
9. Плотина местного значения
Click here
10.
Click here
11.
Click here
12. Привал
Click here
13. Чем дальше в лес - тем глубже снег
Click here
14.
Click here
15. После лесных сугробов эта дорога
кажется сказочно гладкой

42,9 – выходим на асфальтовую дорогу (фото 17), по которой едем на запад.

57,4 – стоянка слева в 200 м от дороги на краю леса (фото 18). Южный край леса хорошо прогревается солнцем и здесь на большей части поверхности снег уже растаял.

65,7 - перекресток

71,7 – справа с. Ст. Гута

77,7 – сворачиваем вправо на дорогу заметно худшего качества.

Click here
16.
Click here
17. Добрались таки до дороги
областного значения
Click here
18. К ночи всеже нашли поляну почти
без снега
Click here
19. Утро туманное
Click here
20. Туман и асфальт закончились одновременно.

82,2 – развилка в с. Шевченко. Вправо уходит дорога суше и заметно лучшего качества, но она ведет в тупик. Едем прямо, по дороге, покрытой непрерывными лужами (фото 21)

85,8 – с.Иванковцы

89,3 – поворот на Тесы. Небольшой спуск м подъем. После подъема дорога завалена снегом (фото 22).

91,1 – перекресток. Едем прямо.

92,8 – в с. Осичок выясняем, что дальше проехать невозможно, все грунтовки раскисли. Возвращаемся к перекрестку (94,5) и сворачиваем на запад.

95,5 – дорога плавно сворачивает вправо в с. Тесы, а мы движемся прямо по раскисшей грунтовке (фото 24, 25). Отсутствие какого либо покрытия на дороге между селами – это признак границы областей. Выручают остатки снега и льда на дороге. Вблизи посадок снега много.

Click here
21.
Click here
22. Ну где же спуск?
Click here
23. Здесь "озер", почти как в Карелии
Click here
24. Переход границы между Винницкой
и Хмельницкой областями
Click here
25. А это, видимо, контрольно-следовая полоса

98,3 – с. Новоконстантинов. Вначале через село идет дорога, покрытая лужами и раскисшей землей (фото 26), а через 1 км выезжаем на асфальт. Дорога описывает двухкилометровую дугу через село, после чего выходит на автотрассу.

114,8 – начало Летичева

115,1 поворот влево

115,9 – поворот вправо. Здесь мы выезжаем на оживленную трассу Винница – Хмельницкий.

124,6 – стоянка в 300 м от дороги слева на краю леса

133,2 – перекресток. Сворачиваем вправо

140,2 – Меджибож (фото 32). Осматриваем крепость (фото 27), развалины костела (фото 30), синагогу (фото 31).

Click here
26.Пошла дорога с твердым покрытием.
Но без чего-то мягкого не обошлось
Click here
27. Крепость в Меджибоже
Click here
28.І ми зупинялися.
Click here
29. Местные жители ужасно горды тем,
что их п.г.т. на два года старше Москвы
Click here
30. Руины костела

147,2 – возвращаемся к перекрестку и едем прямо. Обочины дороги завалены снегом (фото 33)

165,6 – Деражня (фото 34)

Click here
31. Синагога. Не руины - а даже
совсем наоборот.
Click here
32.
Click here
33.
Click here
34.
Click here
35. По таким склонам мы еще не ездили... (см. знак)

181,9 – привал на окраине с.Галузинцы. В саду на траве насобирали свежих яблок – они прекрасно сохранились под слоем снега. Дальше следует спуск по грунтовке, присыпанной песком (фото 36), а потом совершенно непроезжаемый участок раскисшей грунтовки (фото 37, 38). Здесь снова мы пересекаем границу Винницкой и Хмельницкой областей.

187,1 – добираемся до с. Колосовка. Дальше через село идет раскисшая дорога, но под слоем грязи и луж чувствуется твердое покрытие – по этой дороге уже можно ехать. Через 0,5 км после небольшого подъема выезжаем на брусчатку, а еще через 0,8 км упираемся в асфальтовую дорогу. Сворачиваем влево и едем по ней.

188,8 – в конце спуска сворачиваем влево и по траве, засыпанной снегом грунтовке добираемся до покрытого лесом склона холма (0,8 км), где ставим лагерь. Учитывая опыт последних дней решаем изменить дальнейший маршрут так, чтобы исключить грунтовые участки.

196,8 – г.Бар (фото 39). В Центре города справа ~300 метров руины старой крепости.

224,8 – г. Копайгород. Чем ближе к Днестру – тем ощутимее спуски и подъемы. В 1,5 км за с. Украинское упираемся в автотрассу с хорошим асфальтом и едем по ней вправо в сторону Могилева-Подольского. Почему-то эта дорога на карте обозначена, как второстепенная дорога.

257 – Вендичаны

Click here
36.
Click here
37. Обмен опытом
Click here
38. Снова граница Хмельницкой и
Винницуой областей (см. фото 24 и 25)
Click here
39. Мы были очень разочарованы когда узнали,
что это всего лишь название населенноного пункта
Click here
40. Сумеречный Могилев

277 – Могилев – Подольский (фото 40). Здесь закупаем продукты, отправляем телеграмму.

299 – после крутого подъема справа от дороги за лесопосадкой на краю сада ставим лагерь.

319 – сворачиваем влево на дорогу, ведущую в с. Буша (фото 41). Здесь осматриваем остатки крепости (фото 42). Дальше поднимаемся через село вверх по ручью и осматриваем геологический заповедник «Гайдамацкий Яр» (фото 43). Здесь вдоль зажатого крутыми склонами ручья расположены причудливые известняковые валуны.

353 – г. Ямполь. Далее следует несколько крутых спусков и подъемов по асфальтовой и грейдерной дороге до с. Вильшанка.

380,7 – на перекрестке дорог у виадука (фото 44) не спускаясь в Вильшанку сворачиваем влево в сторону Крыжополя.

403 – с. Городковка

417 – ст. Крыжополь.

Click here
41. Это не собственность президента США.
Это название села такое
Click here
42. Остатки Бушанской крепости
Click here
43. Типичный обитатель Гайдамацкого яра
Click here
44. Дальше - прямая дорога в Крыжополь

Заключение и выводы

Несмотря на сложные условия межсезонья маршрут успешно пройден всеми участниками. Во второй половине маршрута пришлось произвести изменения и продолжить его по асфальтовым и грейдерным дорогам, минуя раскисшие грунтовки.

Один из велосипедов был плохо подготовлен к походу. Были проблемы, связанные с самопроизвольным отворачиванием болта крепления левого шатуна и с тормозами.

Следует иметь в виду, что в райцентрах не сложно найти магазин с велозапчастями, но там обычно в изобилии запчасти только к отечественным дорожным велосипедам.

В группе были сторонники разных способов перевозки груза – как на багажнике, так и в заплечных рюкзаках. Опыт этого похода не привел к изменению чьих либо взглядов.

График движения группы был плохо организован – слишком много времени уходило на беседы и споры у костра. Это безусловно интересно и полезно, но в условиях короткого светового дня и раскисших дорог это приводило к отставанию от запланированного графика.

Движение по дорогам вдоль Днестра сопряжено с преодолением многочисленных крутых подъемов и спусков.

На пройденном маршруте находится целый ряд интересных объектов природы и истории.

Особую сложность в межсезонье представляют участки границ областей. Там дороги обычно не имеют никакого покрытия.

Предполагая большое количество воды на дорогах, возможность преодоления ручьев, мы захватили с собой пару резиновых сапог. Но они в ходе похода так и не были использованы. Многократно переобуваться в течение дня, обувать сапоги перед каждой лужей, неудобно. Ехать весь день в резиновых сапогах еще более неудобно. Нет проблем активно передвигаться в мокрых кроссовках весь день. Главное – после прекращения движения быстро переобуться в сухую обувь.

В походе километраж определялся с помощью велокомпьютера, который, как оказалось впоследствии, дает несколько завышенные значения (пороядка 3-4%).

Группа успешно преодолела участки заснеженных и раскисших грунтовых дорог, что является хорошей тренировкой перед предстоящим в мае сложным походом в Карпатах http://carpathian2005.narod.ru/index.htm

 

 


Список литературы

1. Невiдоме Подiлля. http://gorodok-region.narod.ru/

2. Винницкая область. http://www.nashkray.kiev.ua/vinn.htm

3. Хмельницкая область. http://www.nashkray.kiev.ua/hmel.htm

4. Карта Украины (М 1:100000). http://www.velotourism.ru/gps_map/ukraine/index.html

http://active.com.ua/ukrmap/

5. Винницкая область. Геология .Геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды. http://vin.com.ua/ourland/geology/indexru.htm

6. Визначні місця Вінниччини  http://expo.vin.com.ua/uk/main/outstanding_places

7. Экскурс по древним памятникам Подольского Приднестровья. http://tourclub.vinnitsa.com/item_out.php?char=ekskursii/busha_2x

8. Загадки Буши http://www.vokrugsveta.com/S4/proshloe/busha.htm

9. Святилище біля села Буша http://pravo.iatp.org.ua/lev/mi6.htm

10. Бушанский замок. http://www.library.vinnitsa.com/podolia/ukr/Z_Busha.htm

11. Буша  http://umoloda.kiev.ua/number/33/163/379/

12. Скальный монастырь возле с.Лядова http://orthodox.vinnica.ua/hm-usiknmon-r.php

13. Замок в Меджибоже http://www.is.km.ua/index.php?p=castle

14. Меджибож и др. http://sk.vlasenko.net/

15. Маршруты Хмельницкой области http://www.turizm-km.iatp.org.ua/index.htm

16. Археологическое описание http://tovtry.km.ua/en/history/secinski/allbook.html

17. Могилевская ветвь http://www.library.kr.ua/elib/andreev/mogilev.html

18. Винницкая область. Топографическая карта. М 1:200 000. Киевская военно-картографическая фабрика, 1992

19. Хмельницкая область. Топографическая карта. М 1:200 000. Киевская военно-картографическая фабрика, 1999