Федерация спортивного туризма Украины
Спортивный туристский клуб «Одесса»
ОТЧЕТ
о велосипедном спортивном
туристском походе
первой категории сложности
по Черноморским косам Одесской области
совершенном с 30 января
по 2 февраля 2007 г.
Маршрутная книжка № 12/07
Руководитель группы – Феколин Л.Н.
1. Справочные данные о спортивном
туристском походе
1.1. Организация – спортивный туристский клуб
«Одесса»
1.2. Параметры похода.
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность |
Срок проведения |
|
Общая |
Ходовых дней |
||||
велосипедный |
первая |
254 |
4 |
4 |
30 января – 2 февраля 2007 |
1.3. Район
похода – Украина, Одесская область
1.4. Нитка пройденного маршрута:
Одесса – Санжейка – Затока – Курортное – Николаевка –
Лебедевка – Приморское – Вишневое – Сарата – Монаши –
Белгород-Днестровский
1.5. Сведения об участниках похода
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Обязанности в группе |
1 |
Феколин Лев Николаевич |
руководитель |
2 |
Буз Василий Николаевич |
штурман, фотограф |
1.6. Место рассмотрения похода
Маршрутно-квалификационная
комиссия одесской областной федерации спортивного туризма Украины.
2. Содержание отчета
2.1. Общая идея похода, его необычность, новизна.
Цель похода - проехать на велосипедах вдоль
кромки моря по песчаным косам, отделяющим цепь лиманов от Черного моря. Такие
попытки неоднократно предпринимались разными велосипедистами. Однако все они
заканчивались неудачей. В лучшем случае по одной из кос удавалось пройти
пешком, катя рядом велосипед. По рыхлому песку даже катить велосипед удавалось
с трудом. Попытки использовать более широкие шины, ехать по мокрому песку вдоль
кромки воды также не приводили к успеху.
Осенью
2002 мы «вспахали» песок косы колесами велосипедов от Затоки до Сергеевки,
после чего решили, что в летний период проехать по косе маловероятно. Тогда
зародилась идея проехать по песчаным косам зимой по замерзшему мокрому песку у
кромки воды. Но несколько теплых зим не позволяли реализовать этот
замысел.
В
январе 2004 года успешно пройден участок побережья от Грибовки до Затоки, где
высокий обрывистый берег прикрывает кромку моря от ветра. А далее, на открытом
участке косы сильный северо-западный ветер надул много снега. Сугробы из снега
и смеси снега с песком обрывались уже в воде. Дальше ехать было невозможно.
В
январе 2006 [1] наблюдалось прекрасное сочетание погодных условий:
предварительный теплый период, а значит, отсутствие торосов и намерзания льда
на берегу, резкое похолодание до 15 - 20 градусов мороза, сильный
северо-западный ветер, отгоняющий морскую воду от берега. Первая коса от затоки
до Курортного в этих условиях была пройдена очень легко и быстро. Но на
следующий день подул штормовой северо-восточный ветер и волны выбросили на
берег большое количество ледяной шуги, смерзшейся в глыбы люда. Дальнейшее
движение было невозможно.
И
вот, на 30 января 2007 вновь выпадает благоприятный прогноз. Правда, мороз
несколько слабоват, особенно учитывая предшествующий продолжительный теплый
период, поэтому мы запланировали запасной вариант на случай невозможности
движения по косам.
2.2. Краткая характеристика района путешествия.
Маршрут проходит вдоль берега Черного моря и по Буджакской степи.
Этот район отличается отсутствием лесов, а значит, возможны проблемы с дровами.
Другая проблема – отсутствие источников воды. В прибрежных поселках вода обычно
привозная. Часть маршрута проходит по песчаным косам, отделяющим лиманы от
моря. Со стороны лиманов берег обычно зарос камышом, со стороны моря – пологий
песчаный берег. Пригодных для езды дорог и троп на косах нет. Песок рыхлый и
глубокий. Часть морского берега, где нет лиманов, представляет собой глинистые
обрывы. Нередко море упирается прямо в глинистый обрыв, прохода низом нет.
Встречаются оползни. Обрывистый участок целесообразно объехать по дороге, обычно
идущей параллельно берегу на расстоянии до полукилометра.
2.3. Варианты подъезда и отъезда
Основной
вариант маршрута предусматривает начало и завершение похода в г. Одесса.
Запасной вариант маршрута предусматривает завершение похода в г. Белгород-Днестровский,
откуда в Одессу можно уехать одной из электричек.
2.4. Аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты
При
аварийном выходе с маршрута следует добираться автотранспортом или своим ходом
до ближайшей станции на железнодорожной ветке Одесса – Б-Днестровский – Измаил
и поездом №686 Измаил – Одесса или электричкой из Б-Днестровского уехать в
Одессу.
2.5.
Изменения маршрута и его причины
Первая половина маршрута пройдена по заявленному основному
варианту. Из-за изменившихся погодных условий (дождь, затем сильный северный
ветер) после с. Приморское маршрут пройден по одному из запасных вариантов с
завершением в г. Белгород-Днестровский.
2.6. Графики движения и другие параметры маршрута
2.6.1. График движения (по участкам дороги)
№ п/.п |
Дата |
Участок |
Текуший километр |
Протяжен-ность, км |
Характер дороги |
Метеорологические условия |
1 |
30.01 |
Одесса - Затока |
0 |
57 |
Асфальт, бетонка |
Утром минус 60С,
днем минус2 - 30С. Утром безоблачно, днем легкая облачность. Ветер
северо-западный, около 10 м/с. |
2 |
Затока |
574 |
4 |
Бетонка |
||
3 |
Затока - Курортное |
61 |
15,5 |
Песок |
||
4 |
Курортное |
76,5 |
0,5 |
Грунтовка |
||
5 |
Курортное - Николаевка |
77 |
13,5 |
Асфальт |
||
6 |
Николаевка – лес перед с. Лебедевка |
90,5 |
4 |
Грунтовка |
||
7 |
31.01 |
лес - Лебедевка |
94,5 |
3,5 |
Грунтовка |
Ночью небольшой снег.
Утром минус 60С. К вечеру около 00С Ясно. Ветер 5 – 10
м/с, утром – северо-западный, вечером юго-западный. |
8 |
Лебедевка |
98 |
2 |
Асфальт |
||
9 |
Лебедевка – маяк перед с.Приморское |
100 |
28,5 |
Песок |
||
10 |
1.02 |
маяк - с.Приморское |
128,5 |
5 |
Песок |
Пасмурно. Температура
+2…+30С. В середине дня – дождь. Ветер Ю-З, З, 5-10 м/c, в море
шторм. К вечеру – ясно, ветер 1- 3 м/c. |
11 |
с.Приморское - с.Трихатки |
133,5 |
0,8 12,4 |
Грунтовка Асфальт |
||
12 |
с. Трихатки – с. Вишневое |
146,7 |
8,5 |
Грунтовка |
||
13 |
с. Вишневое – с. Тарутино |
155,2 |
14,8 |
асфальт |
||
14 |
с. Тарутино – перед с. Сарата |
170 |
10,5 5,5 |
Грунтовка Асфальт |
||
15 |
2.02 |
перед с. Сарата - Сарата |
186 |
4 |
Грунтовка |
Пасмурно, ветер северный
около 10 м/c. Утром около 00С, днем +30С, вечером до
минус 50С. |
16 |
Сарата – Б-Днестровский |
190 |
64 |
Асфальт |
2.6.2.
График движения (по дням)
День пути |
Дата |
Участок маршрута |
Общее
расстояние, км |
Ас-фальт, бетонка км |
Песок, км |
Грунтовка, км |
Общий набор высоты м |
Чистое
ходовое время, час:мин |
Средняя ско-рость, км/час |
1 |
30.01 |
Одесса - Лебедевка |
94,5 |
74,5 |
15,5 |
4,5 |
140 |
6:40 |
14,2 |
2 |
31.01 |
Лебедевка - Приморское |
34 |
2 |
28,5 |
3,5 |
0 |
3:50 |
8,9 |
3 |
1.02 |
Приморское - Сарата |
57,5 |
28,7 |
5 |
23,8 |
100 |
4:20 |
13,3 |
4 |
2.02 |
Сарата – Б-Днестровский |
68 |
64 |
- |
4 |
230 |
5:30 |
12,4 |
В С Е Г О |
254 |
169.2 |
49 |
35,8 |
470 |
20:20 |
12,5 |
2.6.3. Высотный график движения
2.6.4. Температура воздуха за период похода
Данные из архива http://gismeteo.ru по городу Одесса
2.7. Описание прохождения
маршрута
Первый день, 30 января
Выезд из Одессы в 8:00. Температура воздуха –70С. Ясно.
1,0
– перекресток проспекта Маршала Жукова и
Глушко. Едем на запад по дороге на Ильичевск.
17,5
– перекресток за селом Александровка. Влево поворот на Ильичевск, едем прямо. С
востока вслед за солнцем поднимаются облака, но пока солнце их опережает. За
Ильичевском автомобильное движение стало заметно менее интенсивным.
28,5
– привал в с. Санжейка. Легкий перекус. Далее после небольшого подъема дорога
юго-западное направление меняет на западное, отчего ветер становится немножко
встречным, а дорога идет по открытой степи. Но через 2 км дорога поворачивает
на юг, к с. Грибовка. Еще через 4 км перед базами отдыха сворачиваем вправо и
едем на подъем по бетонке.
42,5
– пересекаем железнодорожный переезд возле ст. Студенческая.
45,9
– в с. Каролино-Бугаз упираемся в дорогу Овидиополь – Б.-Днестровский и
сворачиваем на нее влево. По этой дороге движение более интенсивное, но оно
значительно меньше, чем летом.
57
– центр села Затока. Отправляем телеграмму о выходе на маршрут. Затем заходим в
кафе выпить горячего чаю. Проехав еще 4 км по бетонке вдоль по Затоке, выезжаем
на берег моря. Как и предполагалось, северо-западный ветер отогнал воду и
оставил мокрый прибрежный песок подмерзать на морозе. Не смотря на уже высоко
поднявшееся солнце, песок не растаял под его лучами. Нас спасло то, что
облачность догнала солнце и оно находилось в легкой дымке. По подмерзшему песку
можно было уверенно ехать.
С
небольшими остановками для любования морем и фотографирования вдоль кромки моря
проехали всю косу до с. Курортного.
78
– с. Курортное. Перед селом от косы преодолеваем не большой, но довольно крутой
подъем. В селе заходим в магазин, чтобы купить воды и чего-нибудь к чаю. Далее
выезжаем на асфальтовую дорогу Б.Днестровский – Курортное – Тузлы и едем по ней
на юго-запад. Автотранспорта почти нет. Ветер изменил направление на западное и
стал немножко встречным. Ситуация усугубилась через 5,5 км, когда после дома
отдыха (слева) дорога свернула на запад и ветер стал встречным. Но ехать так
пришлось лишь три километра – на перекрестке в с. Николаевка сворачиваем на юг.
Проехав село Николаевка вдоль, а это около 3,5 км, подъехали к берегу моря.
Далее по грунтовке вдоль обрывистого берега едем на юго-запад к лесу. Через 3,5
км въехали в лес, выбрав место, защищенное от ветра, ставим лагерь.
За
день пройдено 94,5 км, чистое ходовое время 6:40
Второй день, 31 января
Утром
–50С, ясно. Ночью прошел небольшой снег.
Позавтракали
и поехали дальше по лесной дороге. Ехать не просто. Кроме того, что скользко,
снег спрятал неровности дороги. Проехав около двух километров на юго-запад
через лес, сворачиваем вправо и выезжаем из леса, чтобы не упереться в заборы
баз отдыха с. Лебедевка. По грунтовке вдоль леса едем на юго-запад до
асфальтовой дороги Базарьянка – Лебедевка и сворачиваем на нее влево. Проезжаем
мимо пустого КПП со шлагбаумом и въезжаем в Лебедевку. Здесь обнаруживаем
прокол – езда по веткам акации не прошла бесследно. Пока один из участников
меняет камеру, второй пошел в село пополнить запасы воды. Собственно, это не
село, а скопление баз отдыха. Нигде ни души. Нет, есть одна – между баз на
велосипеде едет местный сторож, осматривает с утра вверенную ему территорию. На
вопрос, где можно набрать воды, он после продолжительных раздумий посоветовал
заехать на погранзаставу. На заставе тоже тихо и безлюдно. Офицер, внимание
которого удалось привлечь, долго никак не мог понять, как по этой погоде можно
совершать велосипедные прогулки. После того, как он выяснил, что ночевали мы в
палатке в лесу, его вид стал совсем потерянным. Но, проверив документы,
успокоился. Потом он показал колодец с привозной водой, где мы пополнили
запасы. На выходе из заставы пограничник что-то вспомнил и решил еще раз
проверить документы.
Далее
едем вдоль Лебедевки по асфальтовой дороге на юго-запад. Упираемся в закрытый
шлагбаум, за которым уже грунтовка.
101,8
– выехали на прибрежный песок. В отличие от предыдущего дня дымки нет и
поднимающееся солнце грозит растопить подмерзший песок. Но пока ехать легко.
102,9
– первый дом рыбаков.
105,9
– второй дом рыбаков.
111,2
– третий дом рыбаков. Здесь мы согласились попить чаю с гостеприимным хозяином
домика, живущего здесь, вдали от цивилизации, на берегу моря, уже шесть лет.
Сюда периодически приезжают рыбаки, но постоянно живет он один. И нам и рыбаку
было приятно общение за чаем. Беседа затянулась, после того, как мы двинулись
дальше, выяснилось, что солнце сделало свое дело и песок местами подтаял. Через
некоторое время уже подмерзших участков было меньше, чем оттаявших. Но даже по
подтаявшему песку удавалось в большинстве случаев ехать, правда, заметно
тяжелее, чем по мерзлому песку. Иногда приходилось идти пешком.
Ветер
несколько стих и на солнце было тепло, правда, плавающие льдинки в бутылках с
водой свидетельствовали о том, что небольшой минус все же есть.
128,5
– за пол километра до маяка справа не косе небольшие заросли лоха. Еще было
время для движения дальше, но мы опасались, что дальше более удобного места для
стоянки мы не найдем и остановились на ночлег.
За
день пройдено 34 км, чистое ходовое время 3:50
Третий день, 1 февраля
Утро
ознаменовано обнаружением еще одного прокола. Видимо, вчера вечером шип от
кустарника сделал свое дело.
С
утра пасмурно. Сильный ночной юго-восточный ветер поднял в море шторм. Да и
утром этот встречный ветер был не слабым. Температура воздуха +2…+30С.
От льда не осталось и следа. Волны заливали значительную часть песчаного
берега. До Приморского (около 4,5 км) шли пешком. На этом пути встретили
пограничника на мотоцикле, который выписывал пируэты на мокром песке, стараясь
убежать от штормовых волн во время езды вдоль кромки моря. Ему не всегда это
удавалось и на наших глазах мотоцикл трижды останавливался, потому что залитый
волнами двигатель глох. Пограничник поинтересовался нашим маршрутом и проверил
документы. Делал это он как бы извиняясь – служба. Оказывается, косу он
объезжает ежедневно. Но сегодня ехать тяжело – из-за волн и брызг часто глохнет
мотоцикл. После непродолжительной беседы мы пошли дальше, а пограничник остался
колдовать над непокорным мотоциклом.
Затем мы повернули от моря и перешли лиман по пешеходному мостику (их
там три). Далее небольшой участок грунтовки, затем асфальт среди баз отдыха.
135,1
– КПП на выезде из Приморского. Пошел дождь.
139,5
– въезжаем в следующее село, тоже Приморское.
141,5
– центр села. Дождь прекратился. Влево уходит основная дорога, по которой можно
доехать до Татарбунар. Докупаем продукты и едем дальше прямо. Дорога по селу
стала значительно более разбитая. Местами асфальта почти нет.
146,7
– конец асфальта, дальше грунтовка. Хотя иногда просматривается старое
грейдерное покрытие.
155,2
– в с. Вишневчик начало асфальта.
160,7
– упираемся в автодорогу Тузлы – Татарбунары. Здесь появилось движение
автотранспорта (с утра его практически не было). На этом участке ветер
встречный.
170
– перед спуском в Татарбунары сворачиваем вправо, вдоль заборов каких то
предприятий (винзавод или консервный завод), сначала по дороге, а затем по
тропе не теряя высоты через 1,5 км выезжаем на автотрассу Татарбунары – Сарата
рядом с виадуком Татарбунар.
173,2
– сворачиваем влево на дорогу с пятнами асфальта и гравия.
175,9
– конец дороги, упирающейся в небольшой ров. Перейдя его, едем дальше по
грунтовке.
179
– 180 – справа лес.
181,2
– 182,3 – участок асфальтовой дороги, примкнувшей слева и ушедшей вправо. Едем
дальше прямо на север по грунтовке.
185,3
– пересекаем полотно железной дороги.
186
– Лагерь в лесопосадке. Ветер практически стих, облаков почти нет.
За
день пройдено 57,5 км, чистое ходовое время 4:20
Четвертый день, 2 февраля
Ночью
поднялся сильный северный ветер. Пускался небольшой снег. Утром облачно, около
00С. Едем на север по грунтовке в Сарату против сильного встречного
ветра (около 10 м/с)
190
– начало п.г.т. Сарата. Здесь ветер кажется не таким сильным.
За
с. Сарата выезжаем на 116 км автотрассы Одесса – Измаил. Начинается не крутой,
но продолжительный подъем. Далее до с. Монаши дорога состоит из небольших
подъемов и спусков. В низинках дорога идет по насыпи и с южной стороны можно
устроить привал и укрыться от ветра, что мы периодически и делаем. В течение
дня температура падает, облачность уменьшается. Ветер север – северовосточный,
боковой и немного встречный.
В
селе Николаевка-Новороссийская останавливаемся у придорожного кафе выпить
горячего чаю.
От
села Монаши по основному варианту маршрута следует двигаться на север. Но
против крепкого встречного ветра ехать практически невозможно. Используем
запасной вариант и маршрут завершаем в Белгород-Днестровске. Температура
падает, а ветер, кажется, крепчает. Ровная степь с жиденькими придорожными
посадками. Укрыться от ветра негде.
254 – железнодорожный
вокзал г. Белгород-Днестровский. До электрички почти три часа отдыха на
вокзале.
За день пройдено 68
км. Чистое ходовое время 5:30
Выводы
1. Маршрут
пройден успешно всеми участниками в установленные сроки. Общая протяженность
маршрута составила 254 км, из них протяженность песчаных кос – 49 км, грунтовок
– 35 км. В соответствии с Методикой категорирования велосипедных походов,
утвержденной Президиумом ФСТУ [2], маршрут соответствует
требованиям, предъявляемым к походам первой категории сложности.
2.
Совершенный велопоход является первым зимним категорированным велопоходом
одесских велотуристов.
3. Езда
вдоль кромки моря – увлекательное и приятное занятие.
4. При
ожидающейся ясной погоде и слабом промерзании песка следует выходить на косу
как можно раньше утром, пока солце не растопило смерзшийся песок, что
происходит даже при отрицательной температуре воздуха.
5.
Некоторым удивлением для нас было то, что даже после оттайки смерзшегося песка
мы продолжали уверенно ехать. Правда, ехать по мокрому песку было заметно
труднее, чем по мерзлому песку.
6. При
движении по Буджакской степи есть две основные неприятности – отсутствие воды и
присутствие ветра.
7.
Опыт этого и других зимних походов показывает, что существенные понижения
температуры воздуха в регионе Одессы обычно достигаются при резких изменениях
погоды, которые обычно сопровождаются сильными ветрами. Нужно быть готовым к
тому, что погода на каждый следующий день может резко поменяться, а направление
ветра измениться на противоположное.
8. Общий
набор высоты в походе незначительный и составил менее 500 м. Основная сложность
маршрута – преодоление песчаных и грунтовых дорог.
Список литературы
1.
http://shatuni.narod.ru/0106/kosa.htm Описание
зимнего двухдневного похода по Черноморским косам, январь 2006.
2.
Методика визначення категорій складності походів з велосипедного туризму. Затв.
Призидією ФСТУ 25.02.06. Інформаційно-методичний збірник, № 10, Київ, 2006
Ниже приведено несколько фотографий "морской" части похода
Ну вот, началось | Это не соль. Это лед | Шоссе | Велодорожка. |
Вдалеке на мысе справа - с. Курортное | Морская брусчатка | Молочное море с карамельными берегами |
Где же хоть один перекресток? |
Справа - море, слева - лиман. Или наоборот?.. | Подъемчик | Вид косы с южной стороны |
Утро в Лебедевском лесу |
В поисках шипов | Следующая коса |
По заячьим следам |
Рыбацкий домик | Песок оттаял | "Закосил" |
"Дальний" свет |
Ночлег перед Приморским |
Шторм отобрал у нас дорогу |
Мостик на большую землю |