К перечню велопоходов

 

Спортивный туристский клуб «Одесса»

 

ОТЧЕТ

о велосипедном туристском спортивном походе

третьей категории сложности по Кременецким горам и Карпатам

(Хмельницкая, Ровенская, Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская,

Закарпатская и Черновицкая области Украины),

совершенном с 1 мая по 10 мая 2004 г.

 

Маршрутная книжка № 20/04 

Руководитель группы – Янко Я.Д.

 

1. Справочные данные о туристском спортивном походе

1.1. Организация – Одесский городской спортивно-туристский клуб «Одесса»

1.2. Параметры похода.

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продолжительность

 

Срок проведения

Общая

Ходовых дней

 

Велосипедный

 

Третья

Планируемая (по карте) - 670

Пройдено фактически –702

 

10

 

9 + 1 дневка

1 мая – 10 мая 2004

 

1.3. Район похода – Кременецкие горы и Карпаты (Хмельницкая, Ровенская, Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская и Черновицкая области Украины)

 

1.4. Нитка маршрута:

Славута – Болотин – Каменка – Ильяшевка – Мосты – Майдан – Стожок – Кременец – Почаев – Подкамень – Колтов – Золочев – Бережаны – Подгайцы – Монастыриска – Коропец – И.Франковск – Надворная – Делятин – Яремча – Яблуница – Ясиня – Лазещина – Ворохта – Кривополье – Верховина –  Усть-Путила – Вижница – Сторожинец - Черновцы

Cхема маршрута

 

1.5. Сведения об участниках похода

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Янко Ярослав Дмитриевич

5У, Тянь-Шань

3Р, Крым

руководитель

2

Тодорашко Максим Валерьевич

3У, Крым

фотограф

3

Елиферов Алексей Александрович

2У, Подолье

медик

4

Феколин Лев Николаевич

2У, Подолье

костровой

5

Буз Василий Николаевич

2Р, Подолье

штурман

6

Симаченко Сергей Владимирович

2 У, Крым

медик

7

Клитная Анна Николаевна

1У, Одесск. обл.

зав. прод.

8

Проценко Денис Александрович

1У, Одесск. обл.

механик

 

1.6. Место хранения отчета

Отчет находится в Одесском городском клубе туристов

1.7. Место рассмотрения похода

МКК Одесской областной федерации туризма

 

2. Содержание отчета

2.1. Общая идея похода, его необычность, новизна.

Маршрут похода состоит из трех взаимосвязанных частей. Первая часть (Славута - Золочев) проходит вдоль цепочки Кременецких гор вблизи границы Тернопольской области с юга и Ровенской и Львовской областей с севера. Вторая часть (Золочев – Ивано-Франковск) проходить вдоль притоков Днестра, нередко протекающих в глубоких лесистых ущельях. Третья часть (Ивано-Франковск - Черновцы) проходит по хорошо известному туристам району Карпат. Если третья часть посещается достаточно часто и входит в состав многих маршрутов, то первая и вторая часть (Славута – Золочев – Ивано-Франковск) практически не посещается туристами. Это несмотря на то, что район имеет множество природных, исторических и культурных памятников.

Маршрут в первой части проходит вдоль цепочки гор, которые на самом деле являются не горами, а коническими холмами, имеющими абсолютные высоты порядка 400 метров и возвышающиеся над окрестностями до 200 метров. Склоны холмов в большинстве случаев покрыты густым лесом. Эти горы состоят из последовательных трех участков – Кременецкие горы, Вороняки, Гологоры.

На вершинах холмов в древности размещались языческие святилища. Позднее на вершинах строили монастыри и церкви, одновременно выполняющие и оборонительные функции. Некоторые холмы и сооружения на них и сейчас считаются святыми и являются местом паломничества верующих. Достаточно упомянуть Почаевскую Лавру.

Сравнительная заселенность района сочетается с обилием труднодоступных мест. Достаточно сказать, что некоторые поселения на вершинах холмов так и не смогли быть взяты монголо-татарами. Здесь находили убежище языческие волхвы в период крещения Киевской Руси. Здесь в разные исторические времена действовали и укрывались отряды повстанцев. В Кременецких горах длительное время находился и действовал штаб УПА.

История района, по которому проходит маршрут, насыщена историческими событиями. Свидетельством этому являются многочисленные крепости и замки. В большинстве случаев исторические памятники строились на крутых берегах рек, вершинах холмов и соседствуют с природными памятниками. Но все эти интересные участки сравнительно невелики, раздроблены и разбросаны по большой территории. В отличие от Крыма и Карпат отдельные интересные объекты разделены десятками километров колхозных полей и населенных пунктов. Поэтому для наиболее массового – пешеходного туризма этот район не стал популярным районом. Но велосипедный туризм, в отличие от пешеходного, позволяет сравнительно быстро и легко преодолевать равнинные населенные участки и основное внимание уделять именно этим разрозненным интересным участкам.

На маршруте чередуется передвижение по лесным тропам вдоль склонов с крутыми подъемами, спусками, лесными завалами и движения по асфальтовым дорогам. Изменяющиеся ландшафты конических холмов Кременецких гор, глубоких лесистых ущелий притоков Днестра, горных ландшафтов Карпат делают поход разнообразным и неутомительным.

 

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

Маршрут начинается на севере Хмельницкой области на железнодорожной станции Славута. Наиболее удобным вариантом подъезда является поезд №84 Одесса – Ковель, отправляющийся из Одессы  ежедневно в 19:32 и прибывающий в Славуту рано утром в 6:16.

Отъезд осуществляется в конечном пункте маршрута – г. Черновцы поездом (№ 251 Черновцы – Одесса, № 235 Ив.-Франковск – Одесса, либо одним из поездов до ст. Жмеринка и далее в Одессу любым проходящим поездом).

 

2.3. Аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты

            В районе маршрута располагаются железнодорожные ветки: на севере – участок железной дороги Хмельницкий – Здолбунов, на западе – Львов – Здолбунов, на Юге – Ивано-Франковск – Черновцы и Ивано-Франковск – Рахов, в центре – Тернополь –  Львов  и Тернополь – Ходоров. В случае аварийного выхода с маршрута к ближайшей железнодорожной станции можно быстро добраться автобусом, либо самостоятельно на велосипеде. Расписание поездов по основным станциям приведено в приложении.

            Значительная часть маршрута вдоль Кременецких гор проходит по лесным дорогам и тропам. В случае непогоды этот участок может оказаться непроходимым. В этом случае предусмотрен объезд участков по дорогам с покрытием вдоль Кременецких гор с северной либо южной стороны.

 

 

2.4. Изменения маршрута и его причины

Практически весь маршрут пройден по основному варианту. Единственным участком, где группе пришлось воспользоваться запасным вариантом – восемнадцатикилометровый участок Пеняки – Верхобуж между Подкаменем и Золочевом. За Подкаменем прошел дождь, и погодные условия располагали к его повтору. Поэтому было решено участок маршрута Жарков – Верхобуж, проходящий по лесным дорогам и тропам, заменить запасным объездом по каменке через Луковец.

 

 

 


2.5. Графики движения и другие параметры маршрута

2.5.1. График движения (по участкам дороги)

 

№ п/.п

Дата

Участок

 

Протяженность, км (от - до)

 

Характер дороги, препятствия, опасные участки

Метеорологические условия

 

1

1.05

Ж.д. вокзал – окраина Славуты

0 – 7

Городской асфальт

Утром на траве иней. Безветренно. Ясно. Температура воздуха около +50С.

2

1.05

окраина Славуты – остатки воинской части

7 – 19

Каменка, автомобильного движения почти нет

--- // ---.

3

1.05

остатки воинской части – Каменка

19 – 50

Песок, колеса вязнут, значительная часть пути пройдена пешком. Автотранспорта не встречали

Ясно. Безветренно. Температу-ра воздуха около +10…+150С

4

1.05

Каменка – Кунев

50 – 55

Асфальт. Умеренное движение транспорта

Ясно. Слабый с-з ветер. Темпе-ратура воздуха  +15…+200С

5

1.05

Кунев – Болотковцы

55 – 57

Разбитый асфальт

--- // ---.

6

1.05

Болотковцы – Ильяшевка

57 – 68

Брусчатка. Между с. Болотковцы и с.Кутянка, а также в с. Ильяшевка небольшие участки разбитого асфальта. Транспорта очень мало

--- // ---.

7

1.05

Ильяшевка - Мосты

68 – 78

Песок, колеса вязнут, значительная часть пути пройдена пешком. Встречен лишь один лесовоз.

--- // ---.

8

1.05,

2.05

Мосты – поворот за источником

78 – 84

Асфальт. Транспорта нет.

Ясно. Временами – небольшая облачность. Ночью прошел небольшой дождь

9

2.05

Поворот за источником – с. Майдан

84 – 99

Песок. Дорога сильно разбита лесовозами. Проводится валка леса. Лесовозные дороги не соответствуют карте. Проблемы с ориентированием. Многочисленные небольшие спуски и подъемы. Местами пробираемся просто через лес. Торфяное болото.

Пасмурно. Слабый западный ветер. Температура около +10

10

2.05

С. Майдан – с. М. Иловица

99 – 107

Песок. Из встреченного транспорта – одна телега и стоящие у ворот дома «Жигули»

Переменная облачность. Слабый западный ветер. Температура воздуха +15

11

2.05

М.Иловица – пересечение с автотрассой перед с.Лишняя

107 – 120

Каменка, очень разбитый асфальт. Транспорта почти нет.

--- // ---.

12

2.05

Пересечение с автотрассой перед с.Лишняя – пересечение с шоссе перед Белокриницей

120 – 128

Асфальт. Движение транспорта слабой интенсивности.

--- // ---.

13

2.05

Пересечение с шоссе перед Белокриницей – развилка на выезде из Кременца

128 – 141

Асфальтовое шоссе. Умеренная интенсивность движения транспорта

--- // ---.

14

2.05

Развилка на выезде из Кременца – перед Почаевом

141 - 157

Асфальт. Движение транспорта слабой интенсивности. Многочисленные спуски и подъемы.

Слабый Ю-В ветер.

15

3.05

Перед Почаевом – Крутнев (мост ч/з р.Иква)

157 – 170

Асфальт. Движение транспорта слабой интенсивности. Многочисленные спуски и подъемы.

Слабый Ю-З ветер. Солнечно. Температура около +180С

16

3.05

Крутнев (мост ч/з р.Иква) – Накваша

170 - 182

Очень разбитая каменка, грунтовка, местами песок. Транспорта почти нет.

Слабый Ю-З ветер. Переменная облачность. Температура около +200С

17

3.05

Накваша – Пеняки

182 – 201

Асфальт. Многочисленные спуски и подъемы. Движение транспорта слабой интенсивности.

Небольшой дождь.

Слабый Ю-З ветер. Температура около +180С

18

3.05

Пеняки – Колтов

201 – 218

Разбитая каменка, грунтовка, местами песок. Транспорта почти нет.

Умеренный Ю-З ветер. Перемен-ная облачность.t около +180С

19

3.05

Колтов – Сасив

218 – 226

Хороший асфальт. Прямая и ровная дорога через лес. Транспорта мало.

-- // --

20

3.05

Сасив - Золочев

226 – 237

Асфальт. Умеренное движение транспорта.

-- // --

21

3.05

Золочев - Ремезивцы

237 – 245

Асфальт. За Золочевом крутой подъем по серпантину.

-- // --

22

4.05

Ремезивцы – Поморяны

245 – 258

Грунтовка, галька

Ясно. Умеренный южный ветер. Температура +15 - +200С

23

4.05

Поморяны - Монастыриска

258 - 369

Асфальт. Дорога вьется вдоль р. Золотая Липа периодически подымаясь на прилегающие крутые холмы.

-- // --

24

5.05

Монастыриска – Ив.Франковск

369 – 419

Асфальт. Движение автотранспорта заметно усилилось. Длинный спуск к Днестру и последующий подъем

Переменная облачность. Юго-западный ветер от слабого до умеренного. t  +15 - +200С

25

5.05

Ив-Франковск - Надворная

419 – 461

Асфальт. Интенсивное движение транспорта

Сильный дождь

26

7.05

Надворная - Лазещина

461 - 539

Асфальт Медленный набор высоты, который заметно увеличивается после с. Кременцы. Яблоницкий перевал (931м)

Переменная облачность. Слабый западный ветер

27

7.05

Лазещина - Ворохта

539 - 549

Перевал 880м.

Пасмурно. Периодически дождь

28

8.05

Ворохта – В.Ясенов

549 - 594

Асфальт. Пер. Кривопольский (950м) – не очень крутой подъем и спуск примерно по 6 км

Пасмурно. Периодически дождь. Температура 10 – 150С

29

9.05

В.Ясенов - Виженка

594 – 627

Разбитая дорога. Грунтовка, галька. В с. Ростоки небольшой участок асфальта. Пер Нимчич (586м)

Переменная облачность.

Температура 15 – 170С

30

9.05

10.05

Виженка – Черновцы

627 - 702

Асфальт. В Вижнице крутой подъем. Между Берегометом и Сторожинцем равнинная местность

Переменная облачность. Перио-дически – небольшой дождь. Ночью – продолжительный дождь. Температура 10 – 150С


 

2.5.2. График движения (по дням)

 

День пути

Дата

Расстояние, км

Общий набор высоты,

м

Чистое ходовое время (час)

Общее

Асфальт

Галька, каменка

Брусчатка

Грунтовка

Песок

1

1.05

83

17

16

10

-

40

280

8,5

2

2.05

74

38

13

-

-

23

460

7,0

3

3.05

89

60

26

-

-

3

820

7,1

4

4.05

93

77

16

-

-

-

330

6,8

5

5.05

122

122

-

-

-

-

760

8,5

6

6.05

-

-

-

-

-

-

-

-

7

7.05

78

68

-

-

10

-

880

7,4

8

8.05

53

53

-

-

-

-

230

4

9

9.05

93

62

-

-

31

-

495

6,6

10

10.05

17

17

-

-

-

-

260

1,2

В С Е Г О

702

514

71

10

41

66

4515

54,6

 

 

 

2.6. Описание прохождения маршрута

День первый (1 мая)

В Славуту поезд Одесса – Ковель прибыл по расписанию в 6.16. Собираем велосипеды. Узнаем, что ближайший телеграф для отправки телеграммы если и откроется, то только с 9.00. Определяемся с направлением движения и выезжаем в 6.50. Движение от вокзала на юго-запад в сторону паперовоi фабрики. Через город дорога почти прямая, проходит мимо центральной площади (площадь слева) и упирается в здание на Т-образном перекрестке. Сворачиваем налево, проезжаем мимо автовокзала, пересекаем озеро и оказываемся на окраине Славуты. Дорога поворачивает вправо на северо-запад. Покрытие – мелкие камни с песком. Едва заметные подъемы и спуски. С двух сторон прекрасный сосновый лес. Дорога хорошо укатана, ехать легко и приятно. Движения практически нет. За час езды встретили одного мотоциклиста, одну повозку и один «Запорожец», а также дважды обогнали двух (одних и тех же) местных жителей на велосипедах.

Через 10 км пути дорога вновь поворачивает на юго-запад, а затем на запад. После 16 км пути мы уперлись в развилку, аналога которой на карте не обнаружили. Дороги были примерно одинакового качества, одна уходила на юго-запад, вторая – на северо-запад. Наши споры о нужном направлении прервал мощный рев «Запорожца», мчащегося на нас по юго-западной дороге. После неохотной остановки на наш вопрос о селе Белотин сидящие внутри ребята решительно указали на северо-западную дорогу и быстро умчались. Мы последовали их совету, тем более, что спросить еще у кого-то возможности не было. Проехав еще порядка 3 км мы пересекли заброшенный КПП когда-то стоявшей здесь воинской части. В лесу были разбросаны полуразрушенные каменные сооружения. Основная дорога уходила на север, куда нам не надо было. Стало ясно, почему так быстро умчался «Запорожец». Наши печальные мысли были остановлены громкой музыкой, раздававшейся из стоявшего на дороге УАЗика. На наш зов и крики хозяин авто почему-то из лесу не появлялся. Но в конце концов его все же удалось обнаружить. Он подтвердил, что действительно нужно вернуться к развилке и поехать другой дорогой. Потом он сел в машину и вывел нас к лесной дороге, которая более коротким путем возвращала нас на дорогу на Белотин. Этот более короткий путь не оказался более легким, поскольку дорога представляла собой полосу рыхлого песка, по которому не только ехать, но и катить велосипеды было трудно. К счастью мы сравнительно быстро выбрались на основную дорогу, по которой ехать было несколько легче (но недолго). Пересекли лесной ручей и подъехали к селу Белотин. Проехав по дамбе мимо запруды движемся на юго-запад по небольшому подъему. Дальнейшее передвижение до села Каменка происходит по дороге из рыхлого песка (Фото 3). Ехать по ней удается лишь на небольших участках и с трудом. Где это возможно, едем по траве вдоль дороги.

За Белотином после небольшого подъема слева от дороги довольно большая, но абсолютно пустая  ферма. Дальнейшая езда по дороге представляет собой кошмар средней тяжести. Дорога петляет по лесу и проходит по незначительным подьемам и спускам. Грунт – сплошной песок. На дороге этот песок дополнительно взрыхлен колесами грузовиков. Ехать по дороге тяжело, а иногда – просто невозможно. Стараемся, где возможно, двигаться по траве вдоль обочин. Между селами Белотин и Сторониче вблизи ЛЭП делаем привал с приемом пищи и отдыхом.

После отдыха дорога почему-то легче не стала. Пересекаем село Сторониче и едем на запад. Нужно отметить, что в селах песок на дороге не такой рыхлый и можно ехать. В двух километрах за селом Сторониче следует свернуть на примыкающую справа дорогу на село Михайловка. Перед Михайловкой лес расступается, в селе сворачиваем влево и едем на запад вдоль села. За Михайловкой по карте должна быть улучшенная дорога, но визуально и на ощупь колесом она ничем не отличается от дороги в лесу (Фото 4). В двух километрах за Михайловкой «улучшенная» дорога сворачивает влево к селу Дертка, а мы продолжаем путь прямо на запад по заброшенной песчаной дороге (Фото 5) вдоль леса и через лес. Начинаем привыкать к езде по песку и в некоторых случаях это даже доставляет удовольствие. Вдали на западе стали виднеться отдельные холмы, покрытые лесом. Еще один небольшой привал – и мы снова выезжаем на покинутую нами «улучшенную» дорогу перед въездом в село Каменка. Но здесь эта дорога действительно чем-то улучшена. Можно уверенно ехать, а колеса сквозь песок прощупывают что-то твердое.

В Каменке (Фото 6) после небольшого спуска дорога упирается в автотрассу Р-105 с хорошим асфальтом. Выезжаем на нее и движемся влево в сторону Кунева. Сразу за поворотом справа в магазине покупаем хлеб, а далее слева во дворе школы в колодце набираем воду.

            В центре Кунева основная дорога поворачивает влево, а вправо идет ответвление дороги с разбитым асфальтом. По нему и едем. Пересекаем долину реки Вилия с несколькими мелкими водоемами и квакающими лягушками. Не удивительно, что следующее село на левом берегу реки называется Болотковцы. Бросается также в глаза то, что во всех селах начиная от Каменки на столбах много гнезд аистов.

В Болотковцах основная дорога сворачивает влево на юго-запад и идет на подъем. Покрытие дороги – брусчатка из достаточно крупных и бесформенных булыжников (Фото 8). Движемся, главным образом, по обочинам. За Болотковцами дрорга превращается в асфальт с многочисленными выбоинами, а примерно через километр на въезде в с. Кутянка дорога снова восстанавливает свое брусчатое лицо. На выезде из Кутянки прямо на запад идет асфальтовое продолжение дороги, но нам, к сожалению, нужно направо по главной брусчатой дороге. В двух километрах за Кутянкой справа в лесу (Фото 9) делаем привал с приемом пищи, костром и горячим чаем.

После отдыха движемся дальше по обочине брусчатой дороги, которая через полтора километра сворачивает вправо и начинается небольшой подъем. Слева – село Даниловка. За ним спуск и снова подъем. Ландшафт становится достаточно холмистым. Это место, видимо, условно можно считать первым перевалом через Кременецкие горы. На середине спуска начинается село Ильяшевка, а брусчатка здесь покрыта асфальтом с многочисленными выбоинами. В начале села основная дорога поворачивает вправо и вниз, а прямо есть продолжение дороги, по которому ехать не надо (хотя оно совпадает с нужным направлением движения). После поворота вправо, а затем влево, дорога спускается в долину реки Свитенька. Сворачиваем влево и едем вдоль села по дороге, покрытой мелкими камешками. Ехать легко. Но в конце села дорога входит в лес, а покрытие дороги исчезает. Двигаться приходится по песку, который изрядно «вспахан» грузовиками. Очень часто велосипеды заносит, колеса вязнут в песке. Наиболее частые движения – посадка на велосипед и спрыгивание с него. Слева от дороги – покрытые лесом крутые холмы высотой до 100 м. (Фото 11, 13)

Дорога идет по густому и красивому лесу, вплотную примыкающему к дороге. О существовании цивилизации напомнил только один встретившийся лесовоз. Иногда встречаются небольшие вырубки. Небольшие подъемы и спуски сменяют друг друга (Фото 14). Все это продолжается около 8 км, после чего пересекаем достаточно широкую дорогу с мелкокаменным покрытием (Фото 15). Населенного пункта нигде не видно, хотя по карте справа на севере должно находиться село Мосты. После некоторых колебаний и обсуждений сворачиваем влево. Через 1 км выезжаем на дорогу с разбитым асфальтовым покрытием и по ней подымаемся по довольно крутому, но непродолжительному подъему (Фото 16). Наверху – окруженное лесом ровное вспаханное поле размером примерно 1 км на 3 км. Через него после подъема вправо на юго-запад уходит узкая прямая дорога со сравнительно свежим асфальтом.

Сразу после подъема слева от дороги несколько домов. Это поселение тоже называется Мосты. Здесь пополняем запасы воды (она здесь привозная, колодцев нет), и узнаем о расположенном неподалеку источнике. Далее движемся по асфальтовой дороге. Через 3 км останавливаемся на мостике через начинающийся овраг и делаем пешую разведку.

По итогам разведки на шестом электростолбе после мостика сворачиваем влево и пересекаем поле (около 200 м). Далее через лес по ложбине по едва заметной тропе спускаемся вниз около 300 м до пересечения с лесной дорогой и начала оврага. Здесь ставим лагерь (Фото 17). Родники – вниз по оврагу порядка 50 м.

За день пройдено 83 км, из них около 40 км песчаных дорог без покрытия, около 10 км брусчатки, около 17 км асфальтовых дорог, остальное – дорога с мелкокаменным покрытием Общий набор высоты  - 280 м.

 

День второй (2 мая)

Подъем, завтрак, сборы, выход в 900. Через лес и поле возвращаемся на асфальтовую дорогу и движемся влево на юго-запад. Через 1 км сворачиваем вправо на песчаную дорогу вдоль лесопосадки и через 3 км въезжаем в лес.

Поиски в лесу нужной, уходящей влево дороги не дали утешительных результатов. В процессе поисков у примыкающей дороги обнаружили огромный крест – это могила сотника УПА, погибшего здесь в апреле 1944. Несмотря на достаточно глухой лес, могила ухожена, недавно здесь были люди. После похода мы выяснили, что здесь, в урочище Гурбы в апреле 1944 произошло первое и самое крупное сражение войск УПА с Советской армией.

Съезжаем влево по достаточно сомнительной лесной дороге (Фото 19), которая скоро заканчивается. Далее едем через лес сначала по едва заметной тропе, а потом по совсем незаметной (т.е. без тропы). В конце концов снова попадаем на какую-то дорогу и спускаемся по ней влево вниз. Поскольку дорога представляет собой полоску рыхлого песка, то спуск по ней не намного легче подъема (Фото 20). Далее попадаем в район леса, где ведутся лесозаготовки. Дорог в лесу стало довольно много, но они либо не совпадают с тем, что есть на карте, либо в большинстве случаев их просто нет на карте. Лесовозы взрыхлили песок на дорогах и местами даже катить велосипед трудно. Во время обсуждения ситуации на одном из привалов приходим к единому мнению, что для таких дорог нужен велосипед с передним приводом.

На одном из участков встретили лесорубов (Фото 21), грузящих стволы деревьев на лесовоз. Пытались выяснить, как попасть в село Майдан. По их словам – как ни поедь, везде Майдан. Поехали – и достаточно быстро заехали в тупик. Через лес и просеку (Фото 23, 24) пробрались на дорогу (Фото 25), поехали по ней – и снова тупик, а точнее, торфяное болото (с трех сторон) (Фото 26). По этой дороге вывозили лес, она не является проходной. После нескольких пеших разведок нашли перспективную дорогу, которая вывела нас из леса к широкой торфяной долине (Фото 27), со всех сторон окруженной лесистыми холмами с крутыми склонами. На краю долины село (Майдан). Долина пересечена дренажными каналами, местами работает довольно много техники, виднеются огромные кучи торфа. По всем этим причинам едем по дороге, огибающей долину вдоль леса. Точнее, едем не по дороге, а по травянистому полю вдоль дороги – здесь колеса меньше вязнут в песке. Непосредственно перед селом Майдан дорога пересекает часть долины. Здесь мы с удивлением для себя заметили, что под нами не песок, а обычная земляная грунтовка. Но после въезда в село снова пошел знакомый песок.

В селе Майдан нет почты, но есть магазин, правда он закрыт. За селом справа от дороги небольшое озеро и подъем дороги на безлесный (что весьма редко) холм, с которого открывается живописный вид на долину и окружающие горы (Фото 28). После спуска основная дорога сворачивает влево через горы в с. Куты. Прямо вверх идет менее езженая дорога в село Вел. Иловица, куда нам и нужно. Но мы по совету общительного дедуся из Майдана движемся чуть левее по тропе через поле с местами распаханными участками. После поля в начале леса крутой короткий спуск в село. Выехав в селе на основную дорогу, сворачиваем вправо и едем до окраины села. Дальше еще раз вправо в лес. После этого по советам жителей Вел.Иловицы берем все время левее, выезжаем из леса, пересекаем долину (Фото 29) и въезжаем в с. Мал. Иловица (хотя нам оно показалось несколько большим, чем Большая Иловица). Здесь в магазине покупаем хлеб, в колодце набираем воду. Попытки поставить печать в маршрутку приводят в дом председателя сельсовета, но печати дома у него не оказывается, нужно куда-то ехать. Едем дальше в сторону села Стожок. От Мал. Иловицы качество дороги резко меняется – это каменка, покрытая асфальтом. Правда, асфальт настолько разбит, что на отдельных участках его просто нет. Но все равно ехать по такой дороге значительно приятнее, чем по песку. Такое качество дороги сохраняется до поворота на с. Лишня.

В шести км от Иловицы справа от дороги село Антоновцы, вблизи которого в лесу находится штаб УПА. Его нам настоятельно рекомендовал посетить председатель сельсовета Малой Иловицы. Учитывая некоторое отставание от графика движения мы не решились делать этот радиальный выезд.

За Антоновцами долина сужается и дорога с двух сторон сжимается крутыми лесистыми холмами высотой порядка 100 м. За селом Стожок (Фото 31) холмы расступаются, после небольшого подъема и спуска дорога упирается в асфальтовую автотрассу. Слева живописный вид на цепочку Кременецких гор. Сворачиваем вправо и едем до села Лишня. Перед селом справа от дороги - озеро. Объезжаем озеро по дамбе и останавливаемся в лесу на привал с приемом пищи и горячим чаем. У озера установлен памятный крест бойцам УПА. В вершине озера находится источник Св. Анны – мощный благоустроенный родник с очень прозрачной, холодной и вкусной водой.

Часть наиболее решительных участников похода перед приемом пищи принимают водные процедуры в озере с окунаниями, ныряниями и заплывами.

После отдыха продолжаем движение по дороге на юго-запад до пересечения с шоссе М-14, соединяющего Дубно и Кременец. На этом участке дорога содержит небольшие подъемы и спуски, автотранспорт встречается редко. Перед селом Белокриница выезжаем на шоссе и движемся влево на Кременец. На этом участке движение автотранспорта значительно более оживленное. После въезда в город дорога идет вверх. Пейзаж достаточно необычный: с одной стороны, вроде бы город, с другой – дорогу окружают конические, покрытые лесом, холмы, высотой порядка 100 м. Впереди на горе Бона видны остатки крепостных стен (Фото 33).

В центре Кременца делаем необходимые отметки в маршрутке, пользуемся услугами Укртелекома (здесь он работает ежедневно без выходных с 600 до 2400). После небольшого спуска, за баром «Бона», (слева от дороги) влево вверх серпантином уходит улица Замковая. Выезжаем на велосипедах до первого поворота, после чего оставляем велосипеды с дежурными-добровольцами, а основная часть группы совершает восхождение на гору. В районе второго поворота серпантина круто вверх уходит тропа, по которой более коротким путем можно добраться до вершины. Крепость была разрушена во времена восстания Богдана Хмельницкого. От крепостных стен осталось не так много. Да и размеры крепости не так велики – здесь не могло укрыться большое количество людей. Непонятно, как они могли выдерживать длительную осаду. Но вид с горы – совершенно потрясающий. Изумительная панорама города и окружающих гор (Фото 34, 35).

Подъем на гору Бона, осмотр крепости и спуск вместе заняли не более 40 минут. Эта поспешность была связана с тем, что уже около шести вечера (утренние блуждания по пескам и торфяным болотам выбили нас из графика) и нужно было торопиться найти место для лагеря.

Вернулись к центральной улице, свернули на нее налево, после чего начался довольно крутой подъем (по ул. Вишневецкой). В конце подъема небольшой поворот направо. Через пол километра после этого поворота – развилка, на которой сворачиваем вправо. Еще через полтора километра сворачиваем влево вниз. Далее дорога представляет собой набор непрерывных спусков и подъемов. Несмотря на это ехать довольно приятно, поскольку покрытие дороги – хороший асфальт а автотранспорта на дороге очень мало. В 10 км от Кременца, на переломе дороги между горами Острая (368) и Лысая (400), делаем небольшой привал. Отсюда хорошо видно, как на северо-западе над равнинной местностью в стороне от цепочки Кременецких гор возвышается конус горы Божья – горы, на которой в 376 году было казнено готами (за римским обычаем на кресте) руководителя объединения антских (славянских) племен - князя Божа.

После спуска в село Дунаев выезжаем на автотрассу Р-105 и сворачиваем влево на Почаев. Пересекаем реку, Иква, после чего начинается подъем. В конце подъема у одного из участников заклинила передняя втулка. Это первая серьезная поломка на маршруте. Трое (Сергей, Денис и Ярослав) остаются ликвидировать поломку, остальные отправляются на поиски места для лагеря. После некоторых поисков остановились после подъема из села Затишье за строящейся церковью слева в ста метрах от дороги. Возле строящейся церкви есть действующий водопроводный кран.

За день пройдено 74 км, из них 23 км по песку, 38 км асфальтовых дорог, 13 км каменки. Общий набор высоты за день – 460 м.

 

День третий (3 мая)

Подъем, завтрак, сборы, выход в 830. Через 3 км въезжаем в Почаев. Дорога медленно подымается к центру города где на вершине холма расположена православная святыня – Свято-Успенская Почаевская Лавра. (Фото  38)

После осмотра Лавры докупаем продукты, спускаемся вниз к центральной улице, сворачиваем направо, а через сто метров – налево и движемся на юг по трассе Р-116 на Лосятин. Дорога такая же, как и перед Почаевом – хороший асфальт, непрерывные и довольно ощутимые подъемы и спуски. В километре за Лосятином крутой спуск, перед которым стоит знак ограничения скорости 40 км. И не спроста. Дорога внезапно уходит вниз, серпантин содержит резкие повороты при большом уклоне. Дорога довольно узкая и разминуться со встречным транспортом в таких условиях на скорости проблематично.

Перед селом Крутнив главная дорога уходит влево через мост на р. Иква. Мы же продолжаем движение вдоль реки к селу Крутнив. В центре этого села есть развилка. В следующее село, Попiвцi можно попасть как по правому, так и по левому берегу. По совету местных жителей мы не стали переезжать на другой берег реки, поскольку, как нам сказали, здесь дорога лучше. Трудно представить себе, какая же там дорога, если с нашего берега дорога в пределах села – очень разбитая грунтовка, а между селами – та же грунтовка с участками рыхлого песка. Все это продолжалось до села Накваша, в котором мы выехали на хорошую асфальтовую дорогу, влево на мост через Икву, после которого следовал крутой подъем через лес. После подъема открылась живописная панорама с основными достопримечательностями села Пидкаминь, расположенных на двух соседних холмах – Чертов камень (фото 41) и монастырь(фото 40). Далее следовал спуск в село и подъем. К монастырю и камню можно попасть из центра села свернув с дороги налево возле новой церкви. Петляющая по селу дорога очень разбита. Вначале следует спуск, а затем – крутой подъем. Чертов Камень представляет собой огромную каменную глыбу, находящуюся на вершине холма. У подножия камня с юго-западной стороны около десяти старых козацких могил. С вершины холма открываются прекрасные виды окружающей местности. Хорошо видны золотые купола Почаевской Лавры, находящейся по прямой в 15 км.

Монастырь имеет угрюмый вид – облезлые стены местами полуразрушенные здания, крыша с многочисленными заплатами. Хорошо сохранилось главное сооружение – колокольня, которую видно в радиусе 20 км. Изысканность архитектуры говорит о былом величии монастыря. Сейчас монастырь разделен на две части – собственно монастырь и приют для душевно больных.

Возвращаемся на центральную улицу (ул. Незалежности) и продолжаем путь на юго-запад, к селу Пеняки. Почти прямая асфальтовая дорога по-прежнему содержит непрерывные спуски и подъемы. Если на переломах дороги оглянуться назад, то видно, что дорога упирается в колокольню Подкаменьского монастыря.

На этом участке нас застал первый на маршруте дождь. Продолжался он сравнительно не долго, но висящие вокруг тучи очень красноречиво намекали на возможность его повторения в более серьезном виде. Предполагавшееся заранее движение через Голубицу и Жарков до Верхобужа содержало участок лесной дороги без покрытия. В связи с угрозой дождя решено ехать до Верхобужа через Пеняки и Лукавец.

Спускаемся в село Пеняки и пересекаем реку с интригующим названием Грабарка. Здесь асфальт заканчивается. Дальше идет разбитая каменка – дорога из плотно уложенных камней засыпанных сверху мелкими камешками и песком. Авторы одного из отчетов по этому району [1] довольно точно заметили, что каменка – это асфальт, из которого украли смолу. На подъеме в селе Пеняки справа находится заброшенная полуразрушенная католическая церковь, что достаточно странно для нашего времени и для этой местности. Также странно, что сохранились иконы у входа и внутри.

Во дворе ниже церкви у добродушного и веселого мужика пополняем запасы воды из водопроводного крана. После подъема справа от дороги в красивом лесу делаем привал с костром и приемом пищи.

Дальнейший путь до села Лукавец проходит через лес и также сопровождается непрерывными подъемами и спусками, но не по асфальту, а по разбитой каменке. На спуске к селу Лукавец небольшой участок песка (Фото 42). Дальше – каменка чередуется с песчаной дорогой. Едем по дороге, уходящей вправо, через мост в лес. Далее дорога достаточно полога. В селе Верхобуж, перед ручьем, следует свернуть влево. Мы этот поворот проскочили, проехали метров 300, после чего вернулись к повороту. Дальше дорога пересекает долину Западного Буга.

Перед въездом в с. Колтев поворачиваем направо, затем в селе – налево и снова направо. За селом начинается прямая и ровная дорога с неплохим асфальтовым покрытием вдоль Зап. Буга через красивый лес. Автотранспорт встречается редко. Несмотря на небольшой встречный ветер ехать легко и приятно. Здесь долина Зап. Буга имеет ширину 2 – 3 км и ограничена с двух сторон крутыми холмами, покрытыми лесом. Посредине между Колтевом и Сасовом, слева у дороги, растет огромная липа (Фото 43), на липе – икона, вокруг липы небольшая ограда, а рядом – табличка, указывающая, что это липа Богдана Хмельницкого.

После въезда в Сасов, слева от дороги – деревянная церковь. В центре Сасова дорога упирается в шоссе, по которому сворачиваем налево на Золочев. Здесь вновь непрерывно чередующиеся подъемы и спуски. Пересекаем Золочев – небольшой чистый и уютный городок. На выезде из города, на вокзале, делаем отметку в маршрутке и едем за город в поисках места для лагеря.

Выезд из города – это довольно крутой и длинный серпантин. Начинается он после ж/д моста, налево от вокзала. Наверху небольшое село, где мы пополняем запасы воды и движемся дальше. Холодает и начинает темнеть. Параллельно дороге то и дело мелькает небольшой ручей под названием Золотая Липа. Через 6 км – село Ремезивцы, слева ставок, а за ним холм, покрытый лесом. Там ставим лагерь, учредив дежурство (село ведь рядом, да и рыбаки нас видели).

За день пройдено 89 км, из них 60 км по асфальтовым дорогам и 29 по разбитой каменке и песку. Общий набор высоты за день – 820 м.

 

День четвертый (4 мая).

Ночь прошла без гостей. После проведения ремонтных работ (у Сергея сломалась стойка багажника) завтрак и снова в седло. Переправившись обратно через ставок поворачиваем налево. Утро, как обычно, пасмурное, но вскоре вышло солнце и начался жаркий день. До Поморян 20 км по дороге вдоль той же речки. Большая часть дороги – грунтовка или разбитый асфальт, засыпанный щебнем.

На развилке в центре Поморян поворачиваем направо. Дорога заметно ухудшается и теперь представляет собой разбитое асфальтное покрытие, засыпанное щебнем. Дорога – хороший асфальт. В связи со встречным ветром провели занятия по езде колонной с перестроением. Скорость заметно увеличилась. Проехав несколько сел увидели справа озеро. Мы были 4-й день в пути и решили воспользоваться хорошей погодой и искупаться. Несмотря на присутствие всякого строительного мусора на дне мы получили море удовольствия от купания в свежей воде. Сделав небольшую «постирушку» тронулись дальше. По плану были Бережаны, где следовало пополнить запасы провизии. Дорога идет строго на юг порядка 25 км (от Поморян). В селе Надречное на развилке следует держаться левой стороны, оно плавно переходит в с. Гиновичи.

Бережаны достаточно большой поселок, въехав в него, упираешься в Т образный перекресток, повернули направо, и поехали в центр города искать базар. За поворотом другой перекресток с указателем влево на п.г.т. Пидгайцы. Примерно через 1 км, свернув на развилке вправо, увидели по левую руку базар, где произвели необходимые закупки продуктов.

До с. Потуторы 7 км, дорога асфальтовая, идущая вдоль железнодорожного полотна. В Потуторах переезжаем через нее и уходим на правый берег Золотой Липы, попадая в Саранчуки. Еще через 10 км мы доехали до с. Литвинов. Стояла хорошая жаркая погода и было время обеда, потому свернув возле церкви направо мы доехали до первого моста через быстрый ручей и стали на обед. На привале провели перераспределение продуктов и вещей среди участников похода, а также решили сделать медосмотр. Медосмотр показал, что участники в основном страдали от ссадин и царапин, полученных во время переноски велосипедов, более того у Максима была обнаружена опухшая нога. Раны были обработаны.

После обеда мы вернулись на дорогу и продолжили путь, времени было еще много и хотелось проехать по больше, чтобы иметь запас во времени. Дорога представляла собой асфальт, покрытый мелкими камешками, но при попутном ветре это не ощущалось. Наша надежда идти с опережением графика сорвалась при въезде в с. Носив. Перед селом небольшой подъем, после которого идет длинный извилистый спуск с хорошим покрытием. При въезде на этот подъем у Макса лопнула задняя ось, что заставило нас вставать на ночлег прямо в селе. Т.к. продолжать движение можно было лишь с рюкзаком на плечах и катя велосипед на переднем колесе. После не долгого налаживания контактов с местными жителями мы узнали, что здесь когда-то была ферма и довольно перспективная, но с развалом Союза все остановилось, а саму ферму закрыли на замок. Но нам разрешили переночевать на полянке. Сильно удивило и обрадовало доброжелательное отношение жителей к таким авантюристам как мы. Вечером к нам пришли в гости двое ребят и старая бабушка. Они бескорыстно принесли нам кислого молока и сметаны. От денег категорически отказались.

Ночью наблюдали незабываемую картину – лунное затмение. Велосипеды поставили между палатками, хотя в честности жителей не сомневались. .

За день проехали 93 км, из них по асфальту – 77 км, по щебенке – 16 км. Общий набор высоты за день 330 м.

 

 

День пятый (5 мая).

Выехали рано утром. Спустились с холма, и попали в с. Завалив. Здесь направо от церкви сельсовет, где поставили печать. Ехать нам следовало налево и сразу направо, выезжая из села по хорошей дороге. Перевалив через водораздел рек Золотая Липа и Коропец в городке Монастыриска выезжаем на автотрассу А-268 Каменец-Подольский – Ивано-Франковск. После подъема – продолжительный спуск к Днестру.

При подъезде к Ивано-Франковску попали под сильный дождь (фото 46). Когда приехали в город насквозь промокли и дождь уже не капал, а лил как из ведра.

То ли от влаги, то ли от невысокого исходного качества батареек, то ли от чрезмерного усердия фотографа сел второй комплект микропальчиковых батареек. Как ни странно, несмотря на рыночную экономику и достаточно плотно заселенную местность до конца маршрута ни в одном из населенных пунктов нам так и не удалось приобрести нужный тип батареек. Поэтому, к сожалению, цифровой фотоаппарат, на который мы возлагали основные надежды, всю оставшуюся часть маршрута был без работы. Выручала обычная мыльница.

К 15.00 вышло солнце, и мы двинулись дальше. Т.к. возникла потребность в приеме пищи, при выезде из города сделали привал. Но нормально поесть не удалось – впереди виднелся дождь, а ветер был в нашу сторону. Тогда мы выстроились в плотную колону и под проливным дождем поехали дальше. Через 34 км голодные, уставшие и озябшие мы добрались до п.г.т. Надворная. На левом берегу Быстрицы-Надворнянской была гора, покрытая лесом. Но у ее подножия оказалось много следов отдыхающих, и тогда мы решили проехать чуть дальше и встать в зарослях. Было 2 проблемы не было сухих дров и воды. Воду достали в дачном поселке, где нам сообщили, что дождей до сегодняшнего дня не было. А прогноз обещал и дальше дождливую погоду.

Вот они – горы. Кончились холмы и начинались настоящие Карпаты. Хоть и встретили они нас дождем все равно переодевшись и поев теплой пищи, чувствуешь себя счастливым.

За день пройдено 122 км. Общий набор высоты за день 760 м.

 

День шестой (6 мая).

Дневка. Доехали до заключительного карпатского этапа маршрута. Можно отдохнуть. Тем более, что дождь способствует продолжительному и глубокому сну (фото 48).

 

День седьмой (7 мая).

Утром показалось сквозь тучи солнце и на душе было спокойно (мы ведь не знали, что сегодня произойдет). Позавтракали, обсушили вещи и поехали назад к мосту, через который переехали вчера. Было около 8.00 и народу было не много, свежий воздух, еще не палящее солнце, что может быть прекраснее.

До Делятина было 12 км по асфальту. По обе стороны дороги красивые, поросшие лесом горы. Вскоре добрались до Яремчи. Здесь пополнили запас продовольствия и сходили на экскурсию к водопаду (фото 50); здесь же Сергей пробил колесо (единственный прокол за весь поход, просто счастье). Нам предстояло преодолеть Яблоницкий перевал, и чувствовалось некоторое волнение. Встретили два пары велосипедистов из Минска. Они тоже ехали на перевал. Но наша скорость была заметно выше, не смотря на присутствие двух «Украин». Больше мы их не видели.

Когда начали подъем на перевал, солнце жарило во всю. Асфальт плавился. И напряжение было на пределе. Порадовала и удивила Аня, которая почти весь подъем ехала (и это на «Украине»). Когда мы забрались наверх, то нашим глазам предстала удивительная картина: стоя на краю поросшей лесом пропасти впереди виднелась покрытая снегом вершина г. Говерлы. Спуск добавил адреналину в кровь, представляя собой крутой серпантин, поросший с обеих сторон лесом.

Вскоре мы добрались до Ясиня, где поставили печать в маршрутку. Время было уже около 14.00, и погода начинала портиться. Нас ждал еще один перевал, причем по карте дороги там не было, что несколько смущало. Мы знали по описаниям, что велотуристы ходили по лесной дороге вдоль ж/д полотна. Когда мы подъехали к лесу уже шел дождь, но делать было не чего. Мы спросили у местных жителей про дорогу на Ворохту, на что получили ответ: «Да тут хорошая дорога…через Яблунецкий перевал… », но нам туда не надо была мы ведь оттуда приехали. И объяснили, что нам нужна «поганенька» дорога вдоль железки, тогда глядя на нас с большим удивлением мужик сказал, что есть еще лесовозная дорога, но предупредил, что мы там не проедем. Там, видите ли, по колено грязи. Но нас это никогда не останавливало. Мы также узнали, что до Ворохты около 10 км. В начале дорога представляла собой мокрую грунтовку с мелким щебнем. Но дальше было хуже. Дорога уходила в глухой лес, по обе стороны виднелись следы лесозаготовки. Ехать стало невозможно, и усиливался дождь. Во время этого перехода наблюдались три стадии. Первая – стараешься идти сам по траве и рядом катишь велосипед, так чтобы грязь не попадала, вторая – на плевать на велосипед его катишь по грязи, а сам идешь по траве то и дело перепрыгивая с гребня на гребень, еще через 0.5 км наступила третья стадия уже на все наплевать, идешь прямо по грязи. Мужик не соврал, действительно грязи по колено. Слева и справа примыкают дороги, но по ним не возможно идти – слишком круто вверх. Прошли через перекресток, сплошной ужас, если по прямой дороге можно идти по хребту между колеями, то здесь сплошное месиво (фото 52, 53, 54).

Вдруг увидели на верху ж/д полотно, обрадовались, т.к. хоть не заблудились. Пошли вдоль насыпи и вскоре пришли к туннелю. Часовые сказали, что до Ворохты около 6 км. Теперь предстояло перебраться через гору. Грунт был с примесями глины и потому без падений не обошлось. Но какое счастье мы испытали когда взобрались на холм – впереди были дома, а значит цивилизация. Поселок назывался Вороненки. Нас приютили на станции и даже закипятили для нас воду. По колено в грязи, промокшие, усталые, голодные но все же счастливые мы принялись за переодевания и устройства ночлега.

Вечером мы узнали, что дочке Макса сегодня исполнилось 6 месяцев, с чем мы дружно его поздравили.

Пройдено за день 78 км, из них по асфальту – 68 км, по грунтовке – 10 км. Общий набор высоты 880 м.

 

День восьмой (8 мая).

Ночь придала нам сил, но продуктов не было и не было костра. Потому одевшись и перекусив бутербродами в сухомятку, мы поехали дальше. Через 1 км от станции мост. За ним начинается Ворохта. Возле рынка провели профилактический ремонт и легкую смазку техники. Из-за воды и грязи с добавками песка вышла из строя передняя втулка Украины. Втулку заменили.

Продолжили движение по заданному маршруту, на юго-восток в сторону Кривополья. Дул попутный ветер и стояла жаркая погода. Было принято решение ехать без завтрака и сделать полудневку. Через 7 км поворот налево через мост. Следующие 30 км мы проехали по асфальту, преодолев Кривопольский перевал. Спуск продолжительный и приятный. На одном из поворотов снова увидели Говерлу. В с. Криворивне купили продовольствие. В нем повернули направо в сторону Верхних Ясенив. Не доезжая 2 км до них сделали привал.

Слева у дороги стоит отшлифованный под стол камень, и дорога уходит наверх. Пройдя по ней около 70 м слева внизу хорошая полянка, и течет ручей. Здесь мы высушили вещи отдохнули и сделали баню. Провели профилактику техники.

Пройдено по асфальту 53 км. Общий набор высоты 230 м.

 

День девятый (9 мая).

Встали как обычно, и в 8.00 выехали. Отдых дал о себе знать. Идем в хорошем темпе. Через пару км дорога превращается в грунтовку и продолжается до границы Ив.-Франковской области в с. Усть-Путила. Здесь дорога здесь дорога гораздо лучше. Узнали также, что через перевал Немчич уже лет 10 никто не ездит, т.к. есть дорога лучше, но к нам это, естественно, не относилось. За с. Розтоки уходит направо вверх разбитая дорога. Перевал Немчич не длинный хоть и крутой. Спуск особого удовольствия не доставил: мокрые тормоза плохо тормозят. Но при въезде в Виженку начался асфальт.

Через 7 км приехали в Вижницу. При въезде стоит указатель на Черновцы, но поворачивать следует на 20 м раньше. Через квартал еще один поворот направо и подъем на верх. После чего выезжаем на ровную дорогу. Но мы так увлеклись быстрой ездой, что пропустили поворот налево и поехали в сторону Берегомета. Этот путь выходил немного больше, но возвращаться не хотелось. В Берегомете поворот налево и едем вдоль ж/д 35 км до Стороженца. Оказалось, что Сергей в Стороженце учился в школе.

Через 10 км от города встали на ночевку в буковом лесу. Все хорошо, но комаров многовато. 

Пройдено – 93 км. Общий набор высоты 495 м.

 

День десятый (10 мая).

Ночной дождь нас не удивил. Мы уже привыкли к тому, что каждый день идет дождь. Быстрый сбор, доедание всего лишнего и в путь. До Черновцов добрались быстро, через несколько холмов. Въехали в город и повернули налево до пл. Победы. А там по брусчатке вниз до Т образного перекрестка. Дальше налево вниз до танка Т-34 и вот вокзал. До прихода поезда было несколько часов свободного времени и мы пошли прогуляться по городу и купить продукты.

За день пройдено 17 км.   Общий набор высоты 260 м.

 

 

Заключение и выводы

Район Кременецких гор представляет большой интерес для велотуризма. Он отличается своеобразным ландшафтом, здесь сосредоточено значительное количество культурных, исторических и природных памятников. К сожалению, многие из них в рамках проведенного похода не удалось посетить или осмотреть достаточно внимательно. Причина этого в сжатых сроках похода и недостатке предварительной информации. Отчетов о туристских походах в этом районе, особенно велосипедных, практически нет.

Передвижение по лесным дорогам в Кременецких горах на велосипеде – занятие достаточно трудоемкое. Обилие песка и его рыхлость оказались несколько большими, чем ожидалось. Полезно перед подобным походом получить некоторые навыки передвижения по песку. В Одессе аналогом этих дорог может быть обычный песчаный пляж.

Карпатская часть маршрута отличалась обилием дождей. Следует предусмотреть соответствующие меры для возможности передвижения под дождем.

Группа была оснащена велосипедами четырех типов (по два каждого). Разные типы велосипедов обладали незначительными преимуществами на разных участках маршрута. В целом возможности всех типов примерно одинаковы. Недостатком этого разнообразия конструкций является только увеличенный ремнабор.

Как показали высотные графики, с точки зрения набора высоты Карпатская часть маршрута не оказалась более напряженной. Набор высоты происходил достаточно равномерно за все дни похода. Просто преодоление горных перевалов более показательно демонстрирует этот подъем, чем многочисленные небольшие холмы.

На протяжении всего маршрута не было проблем с выбором места для бивака или добыванием воды. Следует также отметить доброжелательное отношение местного населения и представителей официальных властей к туристам на всем протяжении маршрута, что не всегда встречается в интенсивно освоенных туристами районах (например, в Крыму).

 

Список литературы

1. http://nsou.org.ua/travel/west_ukraine - Отчет о велопоходе по Западной Украине

2. http://archive.1september.ru/vos/2001/28/8,htm - Почаевская Лавра

3. http://mycastles.narod.ru/35.html - Подкамень

4. http://www.nashkray.kiev.ua/tern.htm - Населенные пункты Тернопольской области

5. http://gricenko.by.ru/chornogora_2003.htm - Отчет о велопоходе в районе Ворохты

6. http://isakov.narod.ru/karpati1.htm - Отчет о велопоходе 4-й кат. сложности по Карпатам. 30.04 – 12.05 1990, Рук.  Юмашев А.А. (Рязань)

7. http://isakov.narod.ru/karpati2.htm - Отчет о велопоходе 3-й кат. сложности по Карпатам. 21.04 – 3.05 1990, Рук. Хорин В.А. (Рязань).

8. http://velopiter.spb.ru/rep/karpaty99/index.htm - Велопоход "Карпаты-99" Сергея Бобрякова из Киева.

9. http://www.velotourism.ru/reports/karpati2001/report.htm - Отчет о велосипедном походе в Карпатах (Черновцы – Рахов) в июне 2001 (рук. А.Крупенников)

10. http://tt.ukrbiz.net/web/rus/rtrials_fr3,htm - Маршруты Тернопольской области

11. http://znakhidka-ru.narod.ru/expedition.htm - Экспедиция в район урочища Гурбы 5 июня 2002 года.



Hosted by uCoz