Федерация спортивного туризма
Украины
Спортивный туристский клуб «Одесса»
ОТЧЕТ
о
велосипедном спортивном туристском походе
третьей
категории сложности по Восточным и Западным Карпатам, Польша
(горные
массивы Бещады, Бескиды, Пенины, Татры, Горце)
совершенном
с 29 сентября по 8 октября
Маршрутная книжка № 72/07
Руководитель группы – Феколин Л.Н.
Параметры похода.
Вид туризма |
Категория сложности
похода |
Протяженность активной
части, км |
Продолжительность |
Срок проведения |
|
Общая |
Ходовых дней |
||||
велосипедный |
третья |
659 |
10 |
8 |
29 сентября – 8
октября 2007 |
Район похода – Польша, Восточные и Западные Карпаты
Нитка пройденного маршрута:
Мостиска – Шегини – Medyka – Przemysl – Krasiczyn – Bircza – Ustrzyki Dolne Czarna – Lutowiska – Muczne – Bukowe Berdo – Ustrzyki Gorne – Cisna – Komancza – Jasliska – Dukla – Gorlice – Nowy Sacz – Kroscienko nad Dunajcem – Czorsztyn - Niedzica – Lapcze Nizne – Trybez – Bukowina Tatrzanska – Татранский национальный парк (пешком) – Bukowina Tatrzanska – Poronin – Nowy Targ – Krakow – Przemysl (поезд) – Medyka – Шегини –
Мостиска
Отдельные фрагменты карт:
Участники похода
|
|
|
|
Феколин
Лев Николаевич, (руководитель) |
Янко Ярослав Дмитриевич, (завхоз,
механик) |
Буз Василий
Николаевич, (штурман,
фотограф) |
Ройтенко Виталий Александрович, (медик, костровой) |
График движения
№ п/.п |
Дата |
Общее расстояние за день, км |
Ходовое время |
1 |
29.09 |
68,5 |
4:14 |
2 |
30.09 |
73.1 |
4:26 |
3 |
1.09 |
37.8 |
3:53 |
4 |
2.09 |
79,6 |
4:34 |
5 |
3.09 |
78 |
4:23 |
6 |
4.09 |
105,7 |
5:35 |
7 |
5.09 |
58,3 |
4:20 |
8 |
6.09 |
- |
- |
9 |
7.09 |
123 |
7:50 |
10 |
8.09 |
35,5 |
2:33 |
Всего |
659,5 |
41:48 |
Общая идея похода
Вообще то мы собирались в Румынию. Но возникли некоторые визовые проблемы. В процессе решения этих проблем мы выяснили,
что в Польшу бесплатная виза оформляется в течение дня и там вообще никаких проблем нет. Такая шара закончится через
месяц, поскольку Польша вступает в Шенген. Подумав, что Татры могут быть альтернативой Трансильванским Альпам,
мы быстро переделали маршрут на Польшу.
Польша - равнинная страна, лишь на юге вдоль границы протянулась цепочка горных хребтов,
относящихся к Восточным и Западным Карпатам. Значительная часть
этой горной территории принадлежит сейчас множеству национальных парков. Это был наш первый поход в этот регион.
Интересно было сравнить польскую часть Карпат с хорошо знакомыми украинскими Карпатами.
Завершение маршрута предполагалось в Кракове, это придало походу дополнительный
интерес.
Если посмотреть библиотеку отчетов veloway, то подавляющее большинство походов – это походы не в Польшу,
а через Польшу в Париж, Лиссабон, Копенгаген и даже Сан-Франциско. Самостоятельного интереса Польша вроде
бы и не представляет. В других источниках найдено несколько велопоходов, но это походы по городам Польши.
В горную часть Польши почему-то никто не стремится. Да и горной части то там совсем немножко – только вдоль
границ с Украиной, Словакией и Чехией. Вот там то мы и решили проложить свой маршрут.
Выбранный нами район является традиционным местом отдыха поляков и не только.
Поэтому летом и зимой здесь множество туристов. Мы выбрали для похода начало октября - межсезонье в понимании
местных туристов, значит будут свободны дороги и тропы. Кроме того, осенний лес должен был придать походу
особое настроение. Мы не ошиблись.
Описание прохождения
маршрута
Первый день, 29 сентября
Поездом прибыли на
станцию Мостиска-2. Собрали велосипеды,
определились, куда едем и выехали в 9:20.
3,5 – упираемся в
автотрассу Львов – Пшемысль и сворачиваем на нее вправо.
7,2 – Шегини
Проехав мимо вереницы машин подходим к пограничнику и спрашиваем: "куда нам?" Он назвал какой-то номер
коридора и мы поехали искать нужный номер. Метров через 200 слышим ссзади крики. Оказывается - нам. Возвращаемся,
нам объясняют, что нужно нам идти в пешеходный переход, а не в автомобильный, а он находится правее.
Нет проблем, надо - так надо.
10,6 – украинская таможня. Перед входом в одноэтажное здание два коридора.
В одном из них небольшая толпа. Естественно, становимся туда, где толпа. Стоящие рядом поляки нам что-то объясняют, что мы не туда стали.
Идем выяснять - действительно не туда. Обходим всех слева, и нас пропускают почти без очереди. Украинскую таможню вообще все проходят быстро.
11,4 – польская таможня. Вот тут толпа у входа значительно больше.
Отдельные коридоры для поляков и для Украинцев. Поляков значительно больше. Эти европейцы, зачастую бомжеватого вида,
рассовывают по всяким укромным местам переносимое добро, главным образом, пачки сигарет. Скотчем приматывают к ногам эти же пачки сигарет.
Если для этого нужно снять штаны или задрать юбку - то никаких комплексов.
Здесь мы влипли надолго. И обойти всю эту толпу как-то не получается. Когда мы приблизились ко входу настолько,
что наши велосипеды увидел польский пограничник, он приостановил всех и нас провел мимо очереди. Нас никто не проверял, аж обидно.
Только спросили, что там.
На переход границы мы потратили чуть меньше трех часов. Хотя в очереди нам говорили, что вполне нормально и 7-8 часов. Все-таки лучше переезжать границу поездом.
12,2 – упираемся в
автотрассу Львов – Пшемысль и сворачиваем на нее вправо, на запад. Ровная
прямая дорога, только наполовину встречный ветер неприятен.
25 – Пшемысль. Меняем
валюту, покупаем карту Подкарпатья, закупаем необходимые продукты, попутно осматривая город.
Нужно сказать, что цены на продукты здесь в 1,5 - 2 раза выше украинских. Съедаем по мороженому и едем дальше на
запад вдоль реки Сан.
42,5 – перед мостом
через ручей и началом подъема спускаемся вправо от дороги по грунтовке порядка
Далее идет подъем с
набором высоты порядка 200 м,
а затем дорога идет по гребню с незначительными подъемами и спусками. Хороший
асфальт, транспорта почти нет, красивый лес, периодически открываются панорамы
окрестных гор. Так едем примерно 8 км, затем следует длинный спуск по серпантину к с.
Бирча. По пути проезжаем какой-то заповедник и табличку с перечнем чего здесь делать нельзя (фото 1).
Проще было перечислить, что можно. Если так везде, то трудно нам придется. Далее встречаем
информационные щиты (фото 2) со схемами и всякими обозначениями. Очень полезные щиты.
Сворачиваем с основной дороги влево на
подъем к центру Бирчи. Пытаемся узнать о прямой дороге через лес на Лескаву Гурну. Но нас
уверяют, что там нет дороги и все посылают в объезд. Но ведь на карте какая-то
дорога нарисована. Наверно у нас с ними разные представления о том, что такое
дорога. Учитывая неважное качество имеющейся у нас карты мы все же решаем ехать
в объезд, как советовали местные жители.
65,7 - съезжаем влево на дорогу вдоль села Лескава Дольна.
Вот теперь, наконец пошла дорога с разбитым асфальтом, трещинами и выбоинами. Теперь чувствуем себя как дома.
62,2 - За селом слева от дороги на
подъеме в лесу находим ровную сухую площадку для лагеря (фото 3). Вокруг красивый
осенний лес. Внизу в овраге бежит ручей, где набираем воду.
Ночью нас донимали олени
своими криками, причем, некоторые ходили совсем рядом с палаткой.
За день пройдено
68,5 км, время движения 4:14.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Второй день, 30 сентября
Утром туман.
Неторопливые сборы и выход в 9:40. Возвращаемся к дороге по лесной грунтовке,
обходя огромную лужу. В нее мы все равно влипли, после чего не ленивые отмывали
велы в ручье, а ленивые резво наматывали круги по лугу с травой, обильно покрытой
утренней росой.
68,8 – вернулись к
асфальтовой дороге и едем по ней дальше на юг (фото 4).
Туман над речной долиной уже почти осел.
От солнца удивительным светом светилась роса, обильно покрывшая все вокруг.
70,1 – верхний перелом
дороги (фото 5)
72,1 – верхний перелом
дороги, далее участок грейдера
73,1 – нижний перелом
дороги, ручей, мост.
73,4 – дорога, по
которой можно ехать заканчивается. Дальше размочаленная лесовозами раскисшая
грунтовка (фото 6-7). Но по ней мы идем лишь около полукилометра, далее
выходим на поросшую травой лесную грунтовку (фото 8), по которой можно даже ехать.
74,6 – грунтовка вывела
нас на большую поляну (фото 9) на которой внезапно началась бетонка (фото 10). Зачем сюда
подведена бетонка – совершенно непонятно. Возникла мысль, что на этой поляне
когда-то стояла советская воинская часть, а сейчас все заросло кустарником и
высокой травой.
76,7 – спустились по
бетонке к асфальтовой дороге и свернули на нее вправо. А надо было влево, здесь
мы как-то расслабились, доверились интуиции, поехали, вроде бы, куда надо - на юг и даже не посмотрели в карту. В
наказание пришлось дважды преодолевать один небольшой перевальчик с набором
высоты в каждую сторону около 200 м. Но зато посмотрели красивые панорамы гор.
81,5 – верхний перелом
дороги.
84,1 – Уперлись в
дорогу, которая заставила посмотреть нас в карту, из которой мы поняли свою
ошибку. Возвращаемся обратно.
91,5 – место, где мы
неправильно свернули (76,7).
93,6 – влево отворот на
Троицу. Едем прямо.
Вообще ходить и ездить здесь легко и даже скучно, поскольку везде развешены таблички как для пешеходов (фото 11),
так и для велосипедистов (фото 12) с указанием цвета маркировки или номера маршрута,
а также расстояния или времени движения до ближайшего пункта. Периодически также встречаются схемы маршрутов (фото 13).
Смотришь на схему и выбираешь любой маршрут. Хочешь - экстремальный, хочешь - прогулочный,
хочешь - по архитектурным памятникам, хочешь - по объектам природы. Тоска, думать не надо, только дави на педали.
Очень жаль, что подобной схемы маршрутов мы не видели до похода. Возможно, мы свой маршрут скорректировали бы.
93,8 – Войткова. Мост
через речку.
104,5 – верхний перелом
дороги. Здесь мы пересекли водораздел и попали в долину реки Карашин.
108,3 – в конце спуска
за с. Лисковате возле моста через речку делаем привал и перекус. Ниже моста на
правом крутом берегу – родник.
112 – с. Кросьценко,
перекресток (фото 14). Влево – через 2 км граница с Украиной, едем вправо,
к с. Устшики Дольне, по прекрасной дороге, любуясь окружением (фото 15, 16).
В придорожном магазине
докупаем необходимые продукты. Продавец начал интересоваться, как проходят
выборы на Украине. И тут мы вспоминаем о том, что сегодня у нас действительно
проходят выборы. Нужно будет позвонить и узнать, как там. По дороге мы видели
многочисленные предвыборные плакаты и сказали поляку, что у них же тоже скоро
выборы. Он кивнул головой и как-то безразлично махнул рукой. Еще немного
поговорив с поляком о жизни, расспросив про дорогу, едем дальше.
120,3 – сворачиваем
влево на дорогу к Устшики Гурне.
Почти нв всем нашем маршруте самым часто встречающимся является дорожный знак,
предупреждающий о диких животных на дороге (фото 17). Мы на дорогах не видели
задавленных ежей, телами которых усыпаны дороги вокруг Одессы, а вот сбитую лису видели,
правда это было не в лесу, а в населенном пункте, где знак не действовал.
Слева от дороги на фото 19 забор из сетки, за которым пасется стадо диких оленей
(в кадр, к сожалению, не попали). Оленям, видимо, не объяснили, что они дикие,
вот и ведут себя они абсолютно неестественно в нашем понимании.
133,8 – перед с.
Жлобек верхний перелом дороги,
пересекаем водораздел.
138 – по мосту
пересекаем р. Чарны в селе Чарна. Дальше подъем.
141,6 – в полукилометре за селом влево
уходит грунтовка, которая ведет к навесу со столом и кострищу в
За день пройдено 73,1 км, время движения 4:26.
6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. |
18. | 19. | 20. | 21. | 22. |
Третий день, 1 октября
Выход в 10:00.
144 и 146 – верхние
переломы дороги, далее спуск в с. Лютовиска
147,8 – костел в с.
Лютовиска (фото 22). Неподалеку большой стенд с картой Бещад (фото 23) масштаба 1 : 25 000.
Все карты, что были у нас, значительно хуже и масштабом и качеством. Надо сказать, что подобные карты
районов мы встречали и в других местах маршрута. Но почему-то их не удалось найти в интернете.
Эх, если бы такие карты были при разработке маршрута...
152 – маленькое село
Смольник.
154,1 – развилка, вправо
Затворница, влево Устшики Гурне.
156 – проезжаем мост
через р. Сан (фото 24)
156,2 – влево вдоль реки
уходит дорога, закрытая шлагбаумом. Заповедник, вроде. Но согласно схеме, туда
ведет один из велосипедных маршрутов. Посмотрев карту, решаем все же ехать
дальше прямо.
157,4 – сворачиваем
влево на дорогу к с. Мучне. Пересекаем по мосту речку, после чего начинается
крутой подъем.
159,7 – Конец подъема. Слева примыкает дорога, судя по
всему та, которая ушла влево на 156,2 км.
162 – начинается спуск.
164,3 – пересекаем по
мосту ручей.
166,9 – село Мучне. На развилке схема
(фото 25) и куча указателей. Спасибо, конечно, разработчикам всего этого,
но мы решили идти своим путем, который на схемах пока не обозначен.
167,2 – сворачиваем
вправо на идущую вверх грунтовку. Пока подъем не крутой, едем. По пути
встречаются гати (фото 26).
168,3 – пересекаем
ручей (фото 27). Далее развилка. Одна дорога уходит круто вверх, вторая идет вдоль ручья (фото 28).
Идем вдоль ручья.
168,8 – останавливаемся.
Возникает подозрение, что вдоль ручья мы попадем в тупик. Делаем разведку.
Срезая угол возвращаемся на дорогу, идущую круто вверх. Дорога переходит в
тропу. Подъем очень крутой.
169,2 – Закончился лес,
началась сравнительно пологая травянистая опушка (фото 29). В центре насыпана гора свежих
яблок. Видимо, это подкормка для животных.
169,6 – закончилась
опушка, снова лес. Тропа едва заметна и часто теряется. Но появилась маркировка
на деревьях, идем по ней. Тропа, или место, где она должна быть, идет через лес
вверх по гребню отрога (фото 30-32).
171,4 – вышли на
полонину. Разведка показывает, что нам нужно идти вправо и снова вверх через
лес.
172 – лес закончился.
Дальше тропа идет через заросли брусничника.
172,2 – привал и
перекус (фото 33).
Дальше тропа идет по
гребню вверх с периодическими небольшими спусками. Сплошной брусничник высотой
30-40 см (фото 34).
Перед вершиной подъем очень крутой. Одна отрада – можно в любом месте упасть и
вволю наесться рубиновых ягод.
173,2 – вершина горы
Букове Бердо, 1311 м (фото 35).
Прекрасная панорама окружающих гор. Здесь мы встретили трех
поляков-пешеходников. Обмен мнениями о погоде, о жизни, о маршрутах. Расстаемся
с пожеланиями счастливого пути.
Хребет, на котором мы
находимся, имеет подковообразную форму и вытянулся с северо-запада на
юго-восток. Мы находимся вблизи вершины этой подковы и идти можем как вправо,
так и влево по хорошо набитой тропе. Поляки говорили, что влево сильные заросли
брусничника, а вправо много камней на тропе. Мы решаем, что камни это лучше,
чем брусничник и идем вправо по северной половине "подковы" (фото 36-39).
175,6 – развилка троп.
Здесь стоит столб-указатель со схемой (фото 40) – заблудиться не дадут. Вправо вниз уходит тропа в Мучне, а мы движемся
прямо на северо-запад.
176,9 – закончилась
полонина, граница леса.
179,4 – ставим лагерь
справа метрах в 100 от тропы (заповедник как никак). Рядом небольшой овражек с
родниками. Костер не разводим, ужин готовим на газовой горелке.
Ночью нас опять донимали
своими криками многочисленные олени.
За день пройдено
37,8 км, время движения 3:53.
23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. |
29. | 30. | 31. | 32. | 33. | 34. |
35. | 36. | 37. |
38. | 39. | 40. | 41. | 42. | 43. |
Четвертый день, 2 октября
Утром туман, который
довольно быстро сел, а в низу в долине он висел еще долго. Снова завтрак на газе. В 9:40 продолжаем
движение вниз по тропе (фото 41-43).
182,7 – пересекаем
ручей (фото 44), за которым через
183,4 – по мосту
переезжаем речку (фото 46), за которой выезжаем на асфальтовую дорогу (фото 47) и сворачиваем на
нее влево.
189 – с. Устшики Гурне.
Пока мы рассматривали у дороги стенд с картой местности, мимо нас проехала
группа велосипедистов (5 человек). В нашу сторону даже голову не повернули.
Европа – что с них возьмешь. Кстати, это единственная велосипедная группа,
которую мы встретили на всем маршруте. Это при том, что на дорогах масса всяких
велосипедных указателей и схем. Здесь же схема всех пешеходных маршрутов (фото 48)
196,7 – перевал Пшеленч
Выжняньска (854 м)
202 – пер. Бжеги Гурне
(870) (фото 49)
210,8; 212,6; 214,0;
215,6 – мосты через реку.
215,6 – с. Кальница
219,3 – пер. Пшислуп.
227,8 – мост в с. Цисна
228,2 – в центре с.
Цисна на перекрестке сворачиваем влево. Сразу за поворотом несколько магазинов,
где докупаем продукты. (фото 51)
230,3 – переезжаем по
мосту реку, сразу за которой железнодорожный переезд.
231,1 – заехали на
железнодорожную станцию Майдан (фото 52). Железная дорога здесь узкоколейная. Вагоны –
как игрушечные. И станция махонькая. Стоит пассажирский состав, который возит
туристов. Все чистенько и аккуратненько. Вот была бы обычная большая железная
дорога – и не обратили бы внимания. А тут просто хочется сесть и прокатиться.
Ну очень жаба давит, глядя на все это и вспоминая наши точно такие же
изуродованные узкоколейки в Прикарпатье с наспех выдернутыми и вывезенными
рельсами. А еще на Южном Урале мы встречали
точно такую же железную дорогу, но тоже без рельсов. А ведь как здорово могло бы
быть и в Прикарпатье и на Урале...
236,8 – перевал
Дальше горы
расступаются (фото 53). Дорога порядка
259 – после спуска
дорога приближается к железной дороге (уже "взрослой"), за которой речка.
Сворачиваем с асфальта вправо, проезжаем под железной дорогой, переезжаем речку
в самом широком и мелком месте и ставим лагерь в ельнике (фото 54).
За день пройдено
79,6 км, время движения 4:34.
44. | 45. | 46. | 47. | 48. |
49. |
50. |
51. |
52. |
53. |
54. |
Пятый день, 3 октября
Ночью пошел дождь. Он
шел весь день и прекратился лишь под вечер.
Вышли в 10:50. Возвращаемся
на асфальтовую дорогу и едем по ней под не очень сильным, но непрерывным
дождем. Проезжаем села Команча, Вислок Вельки, Яслиска. На фото 55 нас обгоняют велосипедисты.
Мы их встречали редко и только в таком виде.
300,4 – за с. Тылява
упираемся в автотрассу, ведущую в Словакию. Перед нами дальше очередной
заповедник. Дороги со сквозным проездом нет. Есть тропы, по которым в сухую
погоду мы наверняка проехали бы. А сейчас перспектива фигурного катания на
скользких склонах нас не очень радует. Решаем объехать заповедник по асфальту и
сворачиваем вправо в сторону небольшого городка Дукля.
Движение транспорта
интенсивное, мы от такого уже и отвыкли. Много фур. И все это под
непрекращающимся дождем. Здесь на дороге уже не вода, а глинистая жижа, которая
через некоторое время равномерно покрывает нашу одежду. Все как дома, какая же
это Европа?
310,5 – центр г. Дукля. В
магазине закупаем что-то съедобное и устраиваем перекус. Дождь стих.
Дальше едем в сторону
Горлице. На этой дороге транспорта заметно меньше.
Прокол у Виталия. Пока
он меняет камеру мы росой на траве и деревьях смываем с одежды глину.
У дороги между городками Дукля и Горлице встречаем памятник жертвам Талергофа с
надписью на русском языке (фото 57). Почему он установлен здесь не вполне понятно.
337 – останавливаемся
в сельской частной гостинице (фото 59) системы "Агротуристика" (фото 60). Это очень кстати. Здесь и душ, и можно что-то постирать
и высушить. Да еще хозяева кормят нас ужином и завтраком (фото 58). Курорт!
За день проплыли 78 км, время движения 4:23.
55. | 56. | 57. | 58. | 59. | 60. |
Шестой день, 4 октября
Выход в 9:30. Туман (фото 60).
По обе дороги нефтяные скважины (фото 61-62). Кажется здесь впервые была налажена добыча нефти
359,3 – привал в центре
Горлице (фото 63). Туман рассеялся. Дальше едем на Новы Сонч.
379,3 – Грыбув –
небольшой городок с большим и красивым костелом (фото 64).
399,3 – в начале г. Новы
Сонч сразу за кладбищем (слева от дороги) перекресток, возле которого большой
универсам. Закупаем продукты и тут же устраиваем небольшой перекус. Далее от
перекрестка (фото 65) едем влево на Стары Сонч.
408 – развилка. Основной
поток машин идет прямо, в Словакию, а мы сворачиваем вправо на Новы Тарг (фото 66).
Дальше вдоль реки Дунаец идет красивая и сравнительно тихая дорога с прекрасным асфальтом(фото 67, 68).
442,7 – останавливаемся
в частном доме у очень гостеприимных хозяев перед с. Кросценко.
За день пройдено
105,7 км, время движения 5:35.
60. | 61. | 62. | 63. | 64. |
65. | 66. | 67. | 68. |
Седьмой день, 5 октября
Выход в 9:20.
450 – Центр Кросценко
над Дунайцем (фото 69, 70). Поворот вправо и начало подъема.
456,6 – конец подъема, прямо дорога
идет на Новы Тарг. Мы сворачиваем влево на крутой подъем.
458,5 – влево отворот в Czorszty. Там находится замок. Сворачиваем и мы туда. Напротив за озером еще один замок (фото 71).
461,6 – возвращаемся к
перекрестку и далее въезжаем в Пенинский национальный парк (фото 72).
463,2 – верхний перелом
дороги (фото 73).
463,4 – влево уходит
дорога к селу (фото 75). Едем прямо, начинается небольшой спуск, а затем подъем (фото 74).
465,6 – верхний перелом
дороги
466,8 – начало с.
Сромовце (фото 76). Начался сильный, но непродолжительный дождь. Пережидаем под навесом
автобусной остановки. Далее спуск через село к плотине, объезжаем озеро (фото 78).
Здесь до границы со Словакией всего несколько сотен метров, но почему-то никакого погранпоста нет.
470,6 – сворачиваем
влево. Прямо уходит дорога на Новы Тарг
484,5 – перевал. Снова
начался сильный дождь. Пока спустились к селу, изрядно вымокли. Под навесом
магазина пережидаем дождь. Заодно устроили перекус, прикупив в магазине необходимое.
После того, как дождь
стих, снова едем.
488,2 – сворачиваем с
основной дороги влево. После того, как выехали за село, снова пошел дождь.
492,4 – верхний перелом
дороги.
493,6 – развилка, едем
на Jagard
501 – Останавливаемся на
ночлег в частной гостинице с. Буковина Татранська (фото 89). Дождь прекратился, расступившиеся тучи предъявили
нам заснеженные хребты Татр.
За день пройдено 58,3 км, время движения 4:20.
69. | 70. | 71. | 72. | 73. | 74. |
75. | 76. | 77. | 78. |
Восьмой день, 6 октября
Радиальный пешеходный
выход в Татры. Пешком пройден маршрут Паленица - оз. Морское Око пер. Шпигласовы (2114) - оз. Чарны Став
- пер. Кози Верх (2137) - оз. Велки Став - вдп. Сиклава - Розтока - Паленица
С утра туман, видимость до 50 м. Надеясь, что туман развеется, едем автобусом к Паленице. Дальше пешком подымаемся к оз.
Морское Око по асфальтовой дороге (проезд автотранспорта тут запрещен). Возле оз. Морское око видны только близлежащие камни (фото 81).
К тому же холодно, чуть выше в горах выпал снег. Немного посидели в местной кафешке, чуть отогрелись,
но ничего не заказывали, поскольку цены тут просто заоблачные. Невзирая на холод Ярослав решил хотябы пощупать телом это озеро (фото 80),
если нельзя его увидеть. Вокруг много всяких запрещающих табличек, но что купаться запрещено, мы не заметили.
Поняв, что этот туман не переждать, решили куда-то идти. С ориентацией здесь никаких проблем,
все тропы хорошо промаркированы и даже вымощены плоскими камнями. Главное - не перепутать маркировку, что дважды сделали мы. На подъеме к перевалу Шпигласовы вдруг в сплошном тумане образовалась дыра,
Засияло солнце, освещая сказочные картины окружающих скал. Но радость была недолгой. Вскоре снова все потонуло в тумане.
Подъем на перевал простой, туда ведет обычная каменистая тропа. А вот спуск на северном склоне соденжит скальные участки,
где для передвижения установлены цепи (фото 82). На седловине перевала мы так и не дождались какого-либо уменьшения тумана и спустились к озеру Чарны Став. Здесь временами туман ослабевал (фото 83).
Далее мы пошли на перевал Кози Верх (фото 84, седловина в расщелине, но двигаться нужно по правой скале). Здесь на подъеме немало скальных участков с цепями и стальными лестницами.
Неприятность доставляла талая вода, стекающая за шиворот с нависающих скал, когда висишь на цепи и не можешь никуда уйти. Вблизи перевала мы увлеклись и пошли не по тем цепям.
Опомнились и обратили внимание на маркировку только тогда, когда перевал был уже под нами (фото 86).
Реально оценив запас времени и возможные маршруты, мы решили вернуться к озеру по этому же склону перевала. Тем более, что хотелось еще посмотреть перевал, высотой 70 метров.
Туристов по парку ходит много, причем, чем ниже, тем больше. В самом труднодоступном уголке достаточно
просто постоять на тропе и обязательно кто-нибудь встретится. И это сейчас, в межсезонье, в туманную и слякотную погоду.
Можно представить себе, что здесь творится летом. Причем, народ здесь самый разный.
Мы обогнали группу молодых французов - и чего им не сидится в своих Альпах?
Водопад действительно впечатляет (фото 87). Вообще ущелье реки Розтока, вдоль которой мы шли, очень интересное. Жаль, что туман нам несколько помешал.
Татры своими скалистыми горами очень сильно отличаются от других горных массивов Карпат. Причем, начинаются эти скалистые горы совершенно неожиданно среди традиционно холмистых Карпат.
От Паленицы можно легко уехать в Закопане маршруткой, они здесь ходят часто.
Вечером вместо костра в нашем полном распоряжении была кухня гостиницы (фото 88). Тут уж поизощрялись некоторые любители кулинарного искусства.
Общая протяженность пешеходного маршрута около
30 км, набор высоты около 1600 м.
79. | 80. | 81. | 82. | 83. |
84. | 85. | 86. | 87. | 88. | 89. |
Девятый день, 7 октября
Выход в 9:20. Утром
холодно и снова идет дождь. Идею сделать петлю и
проехать через заповедник в Закопане оставляем и едем по дороге на Поронин. Далее сворачиваем на север, в Краков.
Дорога пересекает горный массив Горце, из за чего по пути несколько не очень крутых, но длинных подъемов.
По мере приближения к Кракову дорога становится шире и лучше качеством (фото 90). Увеличивается и количество автотранспорта.
Перед Краковом мы попали в длинющую пробку.
В Краков прибыли около 5 вечера.
На вокзале берем билеты на поезд до Пшемысля, который отправляется около двух ночи.
Оставшееся время тратим на прогулки по Кракову. Поразило то, что поздним вечером и ночью город практически замирает.
Огромный торговый центр возле вокзала закрылся в 21:00. Все заведения закрываются не позже 23:00.
Закрыли даже здание вокзала. Магазинов или ларьков, работающих круглосуточно нет. Да и вообще после 12 даже в
центре практически не было прохожих.
За день пройдено 123 км, время движения 7:50.
90. | 91. | 92. | 93. |
94. | 95. | 96. | 97. |
Десятый день, 8 октября
Рано утром приехали в Пшемысль.
Утренняя прогулка по городу, завтрак, в обменнике меняем обратно оставшиеся злотые и едем к границе (Медыка).
Обе таможни прошли на удивление быстро, почти без задержек. Зато в противоположную сторону
из Украины в Польшу толпилось огромное количество народу, заметно больше, чем во время нашего перехода.
Колона автомобилей также была заметно побольше и вытянулась на всю длину поселка Шегини.
Знакомым путем доехали до станции Мостиска-2, взяли билеты на электричку до Львова и на
поезд из Львова в Одессу. До электрички полтора часа, которые тратим на неторопливый
обед в привокзальном ресторане.
Во Львове у нас 4 часа до поезда, которые тратим на прогулки по городу.
За день пройдено 35,5 км, время движения 2:33.
98. | 99. | 100. | 101. |
Заключение и выводы
1. Поход был интересен по многим параметрам, но все же осталось некоторое неудовлетворение.
Отчасти это связано с тем, что здесь не оказалось тех дорог и троп, на которые мы рассчитывали и которые
есть в украинских Карпатах. Речь о дорогах по вершинам хребтов и полонинам. В украинских Карпатах дороги
по склонам быстро размываются ручьями от многочисленных дождей, поэтому такие дороги к летним жилищам пастухов,
местам сенокосов и т.п. прокладывают по вершинам хребтов и полонинам. В польских Карпатах почти вся территория
гор поделена между национальными парками, там нет хозяйственной деятельности, а значит и нет дорог, на которые
мы надеялись.
2. Многочисленные информационные таблички с указателями, схемами и т.п. на туристских тропах – это, с одной
стороны, хорошо. Но с другой стороны, это примерно как объявление результата футбольного матча перед началом
его трансляции. А тропы в Татрах к скальным перевалам, аккуратно выстланные плоскими камнями – это ваще отпад.
Они бы их еще заасфальтировали. Кажется, организаторы туристского отдыха несколько перестарались в обеспечении
комфорта. Поэтому от посещения польских национальных парков остается двойственное впечатление. С одной стороны,
действительно много интересных и красивых мест. С другой стороны, вся эта красота кажется синтетической.
3. К сожалению, мы не смогли найти в интернете перед началом похода тот многочисленный и качественный
картографический материал, который реально существует в книжных лавках и даже на придорожных стендах.
Мы не имели схем многочисленных велосипедных маршрутов (типа представленных на фото 13).
С учетом всего этого материала можно разрабатывать более интересные маршруты. Наверняка эта информация
есть в интернете, но перед тем, как искать, нужно знать, что искать. Мы же не догадывались, что существуют
такие тщательно разработанные схемы.
4. Приятно радует свобода передвижения по территории Польши. Иногда от границы нас отделяло 200-300 метров.
В таких местах просто стоит табличка, информирующая о том, что там граница и прохода нет. Причем это касается
не только границы со Словакией, но и границы с Украиной. Это сильно контрастирует с многокилометровыми
пограничными зонами в России и достаточно сложным пропускным режимом. Возможно, в таких условиях нам стоило
попытаться проложить часть маршрута просто по водораздельному хребту и границе со Словакией.
5. В Польше даже в самых глухих уголках есть густая сеть неплохих асфальтовых дорог, причем, многие построены
сравнительно недавно. Очень хорошо развит сельский туризм – частные гостиницы «Агротуристика» встречаются повсеместно.
Все это нужно учитывать при разработке маршрута, выборе снаряжения, подготовке участников похода,
выборе ритма и графика движения.
6. Польские Карпаты – интересный для велотуризма район, но при подготовке похода следует учитывать вышеперечисленные
моменты.