Федерация спортивного туризма Украины
Спортивный
туристский клуб «Одесса»
ОТЧЕТ
о велосипедном
туристском спортивном походе
четвертой
категории сложности по Южному Уралу
совершенном с 10 августа по 23 августа 2005 г.
Маршрутная книжка № 71/05
Руководитель группы – Буз В.Н.
Справочные
данные о туристском спортивном походе
1.1. Организация – спортивный
туристский клуб «Одесса»
1.2. Параметры похода.
Вид туризма |
Категория
сложности похода |
Протяженность
активной части, км |
Продолжительность |
Срок проведения |
|
Общая |
Ходовых дней |
||||
велосипедный |
четвертая |
870 |
14 |
14 |
10 – 23 август
2005 |
1.3. Район похода – Южный Урал,
Россия
1.4. Нитка маршрута:
Уфа – Тау – Верх.Лемезы – г.Ташлытау – вдп. Атыш –р.
Лемеза – Искушта – Катав-Ивановск – Юрюзань –
Рудничный – Сатка – Магнитский - оз.Зюрайкуль – хр.Москаль – Сибирка – Тюлюк –
г. Б.Иремель – Николаевка – Тирлянский – Белорецк – Серменево – пос. Инзер –
Усмангали – Нукатово – хр. Зильмердак –
Архангельское – Кармаскалы – Ьулгаково – Уфа
Схема маршрута представлена в приложении
1.
1.5. Сведения об участниках похода
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Обязан-ности в группе |
1 |
руководитель |
|
2 |
Пахомов Игорь Юрьевич |
штурман,
хронометрист |
3 |
Мазуренко Николай Алексеевич |
Механик, завхоз |
4 |
Буз Александра Васильевна |
завпрод, завмед |
1.6. Место хранения отчета
Отчет находится в Одесском городском клубе туристов
1.7. Место рассмотрения похода
МКК Одесской областной федерации спортивного туризма
2. Содержание
отчета
2.1. Общая идея похода, его необычность,
новизна.
Урал отделяет
Европу от Азии, находится посреди России, и своим местоположением за счет
удобства подъездов должен был бы стать полигоном для проведения велопоходов, по
крайней мере, до четвертой категории сложности включительно. В особенности это
касается Южного Урала. Тем не менее, мы обнаружили очень ограниченное
количество отчетов о велопоходах по этому району, причем, большинство из них
совершены десять и более лет назад.
Целью похода
являлось знакомство с этим районом, посещение наиболее интересных природных
объектов. Для обеспечения удобства подъезда и отъезда выбран кольцевой вариант
маршрута с началом и завершением маршрута в Уфе. При этом маршрут дважды
пересекает массив Южного Урала – с запада на восток в северной его части, а затем
с востока на запад в центральной.
2.2. Варианты
подъезда и отъезда.
Подъезд к начальному пункту
маршрута, столице Башкортостана, г. Уфа из Одессы возможен поездами № 372 Одесса – Уфа или № 490 Одесса –
Челябинск. Возможен также вариант с пересадкой в Харькове: из Одессы до
Харькова поездом № 60, а далее одним из
поездов из Крыма в Свердловск, Красноярск, Иркутск, Владивосток.
2.3. Аварийные
выходы с маршрута, его запасные варианты
В случае
аварийного выхода с маршрута на участке Уфа – Тюлюк следует попутным
автотранспортом или своим ходом добираться до ближайшей железнодорожной станции
на участке Уфа – Златоуст, где можно сесть в проходящий поезд, либо электричкой
доехать до Уфы. На участке Николаевка – Белорецк следует добираться до
Белорецка, откуда можно уехать железной дорогой. На участке после Белорецка
следует добираться до ближайшей железнодорожной станции участка Белорецк –
Уфа.
2.4. Изменения
маршрута и его причины
Маршрут
в основном пройден по заявленному основному варианту. Изменения произведены в
следующих местах:
1.
от пос. Юрюзань предполагалось ехать вдоль железной дороги до Златоуста и далее через Ленинск на оз. Зюраткуль. Мы
от Юрюзани по трассе М-5 доехали до поворота на Бакал, далее Рудничный -
Иркускан – Сатка – Магнитский – Зюраткуль..
2.
От Белорецка на Инзер маршрут должен был проходить через Онурок и Кузьелгу. Но
там сейчас расположен Южно-Уральский заповедник и территория закрытого города
Межгорье (Белорецк 16). Поэтому был осуществлен объезд заповедника через
Серменево.
3. В
д. Нукатово местные жители нам сообщили, что за д. Арышпарово тупик, дорога,
обозначенная на карте заросла. Нами была предпринята попытка проехать на запад
через хр. Зильмердак в д. Субхангулово. Но там тропа тоже заросла и проход
оказался невозможен. Поэтому завершающий этап маршрута выглядел так: Нукатово – Усмангалы – Архангельское – Прибельский – Кармаскалы –
Булгаково – Уфа.
2.5. Графики
движения и другие параметры маршрута
2.5.1. График
движения (по участкам дороги)
№ п/.п |
Дата |
Участок |
Текуший километр |
Протяжен-ность, км |
Характер дороги, препятствия, опасные участки |
Метеорологические условия (подробно архив погоды приведен в Приложении 2) |
1 |
10.08 |
Уфа – окраины Уфы |
0 |
18 |
Асфальт |
Ясно, безветренно. Температура воздуха 150С. |
2 |
11.08 |
Окраины Уфы – М5 |
18 |
7 |
Асфальт |
Дымка. Легкая облачность. Ветра нет. Темпер. воздуха 18
- 200С. |
3 |
Трасса М-5 до поворота на Лемезы |
25 |
57,5 |
Асфальт. Интенсивное движение
автотранспорта по трассе Уфа - Челябинск |
--- // --- |
|
4 |
От М5 до д. Тау |
82,5 |
2 |
Асфальт |
Дымка. Ясно. Ветра нет. Темпер. воздуха 22 - 250С. |
|
5 |
84,5 |
20,7 |
Грейдерная дорога |
--- //
--- |
||
6 |
д. Тау – стоянка |
105,2 |
7,8 |
грунтовка |
--- //
--- |
|
7 |
12.08 |
стоянка – р. Лемеза |
113 |
11,5 |
грунтовка |
Безоблачно.
Безветренно. Темпер. воздуха утром 15, днем до 300С. |
8 |
Вдоль р.Лемеза до д. Верх.
Лемезы |
124,5 |
6,1 |
грейдерн. дорога |
--- //
--- |
|
9 |
д. В.Лемезы – подъем на хр.
Ташлытау |
130,6 |
4,4 |
грунтовка |
--- //
--- |
|
10 |
подъем на хр. Ташлытау – вдп.
Атыш |
135 |
8,8 |
тропа |
--- //
--- |
|
11 |
13.08 |
вдп. Атыш – вдоль Лемезы |
143,8 |
15,3 |
Движение вверх по руслу ручья |
--- //
--- |
12 |
14.08 |
вдоль Лемезы – д. Искушта |
159,1 |
18,8 |
грунтовка |
--- //
--- |
13 |
д. Искушта – поворот на д.
Мулдакаево. |
177,9 |
3,7 |
Грейдерная дорога |
--- //
--- |
|
14 |
поворот на д. Мулдакаево – д.
Лемеза |
181,6 |
18,4 |
грунтовка |
--- //
--- |
|
15 |
д. Лемеза – стоянка у ручья |
200 |
14,6 |
. Грейдерная дорога |
--- //
--- |
|
16 |
15.08 |
стоянка у ручья – р. Нила |
214,6 |
3,3 |
Грейдерная дорога |
--- //
--- |
17 |
р. Нила – за г. Юрюзань |
217,9 |
51 |
Асфальт |
--- //
--- |
|
18 |
за г. Юрюзань - стоянка |
268,9 |
19,7 |
Асфальт |
--- //
--- |
|
19 |
16.08 |
Стоянка – г. Сатка – М-5 |
288,6 |
47 |
Асфальт |
--- //
--- |
20 |
Трасса М-5 – дорога на
Магнитский |
335,6 |
6 |
Грунтовка |
--- //
--- |
|
21 |
Дорога до оз. Зюраткуль |
341,6 |
18,3 |
Грейдерная дорога |
--- //
--- |
|
22 |
Оз. Зюоаткуль – дорога на
д.Сибирка |
359,9 |
18 |
Грунтовка |
--- //
--- |
|
23 |
17.08 |
дорога на д.Сибирка – р.Калагаза |
377,9 |
25,4 |
12,4 - Грейдерная дорога 13 - грунтовка |
Переменная облачность. Утром и днем – небольшой
дождь. Температура 18 - 23 |
24 |
Вдоль р. Калагаза до дороги
Тюлюк - Меседа |
403,3 |
14,7 |
Грунтовка |
--- //
--- |
|
25 |
р. Калагаза – д. Тюлюк |
418 |
13,4 |
Грейдерная дорога |
--- //
--- |
|
26 |
18.08 |
стоянка – окраина д. Тюлюк |
431,4 |
6,8 |
Грейдерная дорога |
--- //
--- |
27 |
д. Тюлюк – подножие г. Б.Иремель |
438,2 |
7 |
Грунтовка |
--- //
--- |
|
28 |
подъем на г. Б.Иремель |
445,2 |
8,3 |
тропа |
--- //
--- |
|
29 |
19.08 |
г. Б.Иремель - изба |
453,5 |
7,3 |
тропа |
Переменная облачность. Ночью и утром дождь. Температура
17 - 220С. |
30 |
изба – д. Николаевка |
460,8 |
23 |
Грунтовка |
--- //
--- |
|
31 |
д. Николаевка – г. Тирлянский |
483,8 |
25,2 |
Грейдерная дорога |
--- //
--- |
|
32 |
г. Тирлянский - стоянка |
509 |
7,6 |
Грунтовка |
--- //
--- |
|
33 |
20.08 |
стоянка - г. Тирлянский |
516,6 |
7,6 |
Грунтовка |
Переменная облачность. Временами
дождь. Температура 17 - 220С. |
34 |
г. Тирлянский – Белорецк –
Улу-Елга |
524,2 |
69,7 |
Асфальт |
--- //
--- |
|
35 |
21.08 |
Улу-Елга – Инзер - Усмангали |
593,9 |
59,8 |
Асфальт |
Облачно.
Временами дождь. Температура 15 - 20 |
36 |
Усмангали - Нукатово |
653,7 |
12,8 |
Грейдерная дорога |
--- //
--- |
|
37 |
Нукатово – хр. Зильмердак |
666,5 |
7,4 |
тропа |
--- //
--- |
|
38 |
22.08 |
хр. Зильмердак - Нукатово |
673,9 |
8 |
тропа |
Облачно.
Временами дождь. Температура 15 - 180С. |
39 |
Нукатово - Усмангали |
681,9 |
12,3 |
Грейдерная дорога |
--- //
--- |
|
40 |
Усмангали – стоянка за д. Усаклы |
694,2 |
56,4 |
Асфальт |
Облачно.
Временами сильный дождь. Температура 15 - 180С. |
|
41 |
23.08 |
стоянка за д. Усаклы – Уфа |
750,6 |
119,4 |
Асфальт |
Перем.
Облачность, Сильный северо-западный ветер. Температура воздуха 7 – 120С.
|
2.5.2. График движения (по
дням)
День пути |
Дата |
Место ночевки |
Расстояние, км |
Общий набор высоты, м |
Чистое ходовое время
(час) |
Сред-няя ско-рость, км/час |
Населенные пункты за ходовой день |
Коэффициент
населенности А |
|||
Об-щее |
Ас-фальт |
Грей-дер |
Грунтовки и тропы |
||||||||
1 |
10.08 |
на окраине Уфы |
18 |
18 |
- |
- |
110 |
2:00 |
9,0 |
- |
- |
2 |
11.08 |
за д. Тау |
95 |
66,5 |
20,7 |
7,8 |
600 |
6:10 |
15,4 |
более 1 |
0,5 |
3 |
12.08 |
возле вдп.Атыш |
30,8 |
- |
6,1 |
24,7 |
510 |
5:50 |
5.3 |
1 (Верх. Лемезы) |
1,0 |
4 |
13.08 |
на р. Лемеза |
15,3 |
- |
- |
15,3 |
20 |
4:10 |
4,8 |
нет |
1,0 |
5 |
14.08 |
перед р. Нила |
55,5 |
- |
18,3 |
37,2 |
690 |
5:30 |
10.1 |
1 (Искушта) |
1,0 |
6 |
15.08 |
перед с. Катавка |
74 |
70,7 |
3,3 |
- |
680 |
5:15 |
14.1 |
более 1 |
0,5 |
7 |
16.08 |
за оз. Зюраткуль |
89,3 |
47 |
18,3 |
24 |
860 |
7:40 |
11.7 |
более 1 |
0,5 |
8 |
17.08 |
перед с. Тюлюк |
53,5 |
- |
25,8 |
27,7 |
490 |
5:50 |
9,2 |
1 (Сибирка) |
1,0 |
9 |
18.08 |
гора Б.Иремель |
22,1 |
- |
6,8 |
15,3 |
1100 |
4:35 |
4,1 |
1 (Тюлюк) |
1,0 |
10 |
19.08 |
за
пос. Тирлянский |
63,1 |
- |
25,2 |
37,9 |
310 |
6:10 |
10,2 |
более 1 |
0,5 |
11 |
20.08 |
перед запо-ведником |
77,3 |
69,7 |
- |
7,6 |
780 |
5:40 |
13,6 |
более 1 |
0,5 |
12 |
21.08 |
на хребте Зильмердак |
80 |
59,8 |
12,8 |
7,4 |
960 |
6:50 |
11.7 |
более 1 |
0,5 |
13 |
22.08 |
за д. Усаклы |
76,7 |
56,4 |
12,3 |
8 |
800 |
6:20 |
12,1 |
более 1 |
0,5 |
14 |
23.08 |
- |
119.4 |
119,4 |
- |
- |
390 |
7:50 |
15,2 |
- |
- |
В С Е Г О |
870 |
507,5 |
149,6 |
212,9 |
8300 |
79:50 |
10,9 |
|
(7*0,5+5)/12=0,71 |
2.5.3.
Высотные графики движения
Общий
высотный график
Первая треть пути
Вторая треть пути
Последняя треть пути
График изменения температуры
за период похода из архива погоды по г. Уфа
Температура, 0С
День похода.
- дождь
2.6. Описание прохождения
маршрута
(цифры по тексту – километр
пути за текущий день; Λ, V – переломы дороги)
День первый (10
августа)
Выезд из Одессы 8 августа поездом № 372
Одесса – Уфа в 12:28. Поезд прибыл в Уфу по расписанию – 10 августа в 21:40 московского времени (местное время + 2 часа). На
вокзале хорошая электронно-информационная система, из которой можно получить
много полезной информации о движении пригородных поездов и поездов дальнего
следования. В кассе свободно приобретаем билеты на обратную дорогу – на 23
августа, поезд № 371, отправление 19:57. Далее в течение пяти часов встречаем
три проходящих поезда из Украины. Какой-то бомж упорно пытается завязать с нами
беседу и настойчиво предлагает нам самое дорогое что у него есть – недопитую
бутылку пива. Дальнейшее сидение на вокзале становится бессмысленным и, не
смотря на ночь, мы пытаемся по пустынным улицам выбраться на окраину города.
Интуитивно едем по пустому ночному городу. Единственный, у кого мы смогли
уточнить наш путь – дежурный в пожарной части.
За день пройдено 18 км, общий набор
высоты 110 м, ходовое время 2:00.
День второй (11 августа)
После отдыха и завтрака продолжаем движение
по асфальтовой дороге от Уфы.
Упираемся в автотрассу М5 и сворачиваем
на нее влево, под клеверный мост. Отсюда согласно табличке 386 км до Челябинска
(на восток) и 1493 км до Москвы (на запад). Далее следует продолжительный
участок асфальтовой дороги с интенсивным автомобильным движением и
продолжительными пологими спусками и подъемами. Собственно, как мы выяснили
позже, весь Урал – это продолжительные пологие спуски и подъемы.
Возле указателя «Лемезы» сворачиваем
вправо. Едем по тихой асфальтовой дороге на едва заметный подъем.
Заканчивается асфальт, дальше дорога,
засыпанная галькой.
В низине пересекаем несколько ручьев,
после чего уходим на запад в д. Кармалы. В магазине продавщица, на вопрос, что
это за село, очень обиженно нас поправляет – не село а деревня. Извиняемся, не
вполне понимая, за что.
Возвращаемся к дороге. Уходим влево от
дороги вверх вдоль ручья и через 0,5 км грунтовая дорога спускается к
источнику. Это ванна диаметром 2 – 3 м, глубиной около 1 м и бурлящим на дне
песком от родников. На карте этот источник обозначен, как ключ Теплый. Здесь
делаем привал с костром и приемом пищи. Прекрасное место, единственная
неприятность – обилие комаров.
После обеда возвращаемся к дороге и
продолжаем движение в сторону с. Лемезы.
После Лемезов проезжаем деревню Тау. В
конце деревни дорога распадается на несколько грунтовок и теряется. Спрашиваем
у местного жителя дорогу на Верхние Лемезы. Он нам предлагает спуститься вправо
к ручью, пересечь его и ехать по грунтовке через место, где была когда-то деревня
(название мы не запомнили). Дальше нужно все время держаться этой дороги,
главное – не уйти вправо на пасеку. А мы так и сделали – по хорошо накатанной
грунтовке спустились с холма, пересекли ручей и увидели перед собой пасеку.
Пришлось вернуться на 300 м назад. Заночевали мы на склоне холма на границе
леса.
За день пройдено 95 км, общий набор
высоты 600 м, чистое ходовое время 6:10.
День третий (12
августа)
После продолжительного пологого спуска
выезжаем к р. Лемеза. Это наш первый брод через эту речку (сколько их нам еще
предстоит…). Ширина реки здесь около 50 м, глубина – 30 см, дно – мелкая
галька. Чуть ниже – галечный остров. Перейдя вброд речку через 200 м грунтовки
выезжаем на насыпь, по которой идет хорошая галечная дорога. Едем влево по этой
дороге.
Галечная дорога заканчивается и уходит в
речку (брод). Чуть дальше навесной пешеходный мостик. На мосту мы встречаем
трех подростков, у которых уточняем дорогу к водопаду Атыш. Они советуют идти
напрямик, по тропе через гору, - вдоль речки нам не пройти. Попутно выясняем,
что деревни Верхние Лемезы и Нижнве Лемезы относятся к разным районам, поэтому
прямой дороги между ними нет.
Проехав деревню, вновь спускаемся к
Лемезе, к месту впадения ручья. Пересекаем ручей и едем вдоль него от р. Лемеза
по грунтовой дороге.
Грунтовая дорога постепенно превращается
в тропу, чем дальше – тем более заросшую. Донимают комары.
В конце спуска лес заканчивается и
выходим на поляну, через которую тропа идет сквозь высокую траву.
За день пройдено
30,8 км, общий набор высоты 510 м, чистое ходовое время 5:50.
День четвертый
(13 августа)
Утром осматриваем водопад и окрестности.
Выход в 11:20. От водопада на восток через лесистый берег уходит тропа. Рядом видны следы автомобиля, но дорогой эти следы назвать нельзя. Тем не менее, это внушает надежду что где-то неподалеку дорога. Пройдя пол километра, на противоположном берегу замечаем четверых туристов. Перейдя реку выяснили, что это туристы из Уфы. Приехали электричкой до остановки «73 км» и пришли по тропе через хребет. О существовании дороги в какую либо сторону они ничего не знают. Обследовали берег. Тропа уходит от реки на хребет. Вдоль реки густые заросли травы и кустарника, троп нет. Возвращаемся на правый берег. Ширина реки здесь 40 - 50 м, глубина в среднем по колено. Дно устлано овальными камнями средних и малых размеров. Гладкие камни покрыты тонким слоем водорослей и являются весьма скользкими.
Идем по заросшей, местами едва заметной тропе вдоль берега. Через 300 м еще одна группа туристов. Попали сюда тем же путем. Далее тропа выходит на каменистый берег реки и исчезает. Пытаемся обследовать заросшую лесом пойму реки – мы же видели следы автомобиля, значит должна быть дорога. Долина реки здесь 300 – 500 м. Далее крутые, местами скалистые склоны. Нигде никаких намеков на дорогу. Остается одно – автомобиль приехал по реке. Обследовав дальше берег реки убеждаемся, что это действительно так – вдоль берега местами видна автомобильная колея.
3,8 – автомобильная колея исчезает и угадывается на противоположном берегу. Это первый брод через реку. Дальше броды следовали непрерывно. За день мы насчитали 23 брода. Протяженность бродов была от 50 до 300 м. Во многих случаях приходилось двигаться не поперек, а вдоль реки – берега густо заросли кустарником и травой. Линия движения автомобилей (назвать это дорогой трудно) часто срезая углы идет прямо по реке от одного поворота к другому.
По пути мы дважды встречали людей и оба раза на автомобилях. Первый раз – это группа автолюбителей из Челябинска на двух внедорожниках пробивалась к водопаду Атыш. Они туда едут не первый раз, так что автомобильные следы неподалеку от водопада, видимо, оставлены ими. Второй раз мы встретили КАМАЗ, который наняли туристы для доставки к Атышу. Так что движение по реке в этот день было очень интенсивным. Туристы на КАМАЗе рассказали нам, что неподалеку, выше по реке, они видели купающихся в реке медведей.
После красивого утеса на левом берегу реки останавливаемся на ночлег на поляне на правом берегу. Здесь дорога выходит на берег и укатана уже заметно лучше. Видны следы приезжавших сюда рыбаков.
За день пройдено по велокомпьютеру 15,3 км. И это при том, что местами велосипед приходилось переносить. А по карте получается расстояние примерно в два раза меньше. Мы даже засомневались в карте – а может там указан ошибочный масштаб?
Ходовое время 4:10, средняя скорость 4,8 км/ч
День пятый (14
августа)
Утром выглянуло солнышко и,
подсушив мокрую от вчерашних хождений по реке одежду, в 10:10 продолжаем путь.
Через 100 м первый брод через приток Лемезы, шириной 6 – 8 м. Вода в ручье
заметно холоднее, чем в реке. Далее грунтовая дорога уходит от реки и идет
через лес.
2,0 – брод на левый берег
Лемезы. Чуть выше брода – остатки каких-то деревянных сооружений. В отчете
Юмашева (1991) указано, что это остатки дамбы возле заброшенной деревни Касык.
7,2 – брод через
ручей
9,3 – начало
подъема
9,9 – перелом
дороги
10,5 – конец
спуска, дорога поворачивает на юг.
12,3 – начало
подъема, через 0,4 км начало спуска.
13,3 – дорога
упирается в недостроенную избу (точнее, пол избы). Причем, недостроена она
давно, и, скорее всего, не будет достроена никогда.
14,0 – встречаем
следы цивилизации в виде нескольких пасущихся коров – значит селение недалеко.
14,7 – ручей
справа.
16,3 – Влево
вниз к реке ответвление дороги. Там какая-то изба. Похоже на лесничество. Далее
ответвление дороги вправо вверх. После этого справа ручей, за которым
деревянная беседка. На противоположном берегу Лемезы красивый утес.
16,6 – каменная
река.
17,6 – склоны
гор расступаются. Выезжаем в широкую долину.
18,2 – дорога
сворачивает вправо и едем по ней от Лемезы на юг. Справа д. Искушта.
18,9 – выезжаем
на грейдерную дорогу. Перед нами мост через р. Кусагазы. Привал. Часть группы
уходит на осмотр села и для закупки продуктов. После небольшого перекуса продолжаем путь уже по грейдерной дороге на
восток в сторону д. Мулдакай.
19,6 – мост
через р. Искушта. За мостом начинается подъем.
20,6 –
перекресток, едем прямо.
20,9 – конец
подъема – начало спуска.
22,6 –
грейдерная дорога сворачивает влево на д. Мулдакай (4 км). Мы едем прямо по
грунтовке в сторону Катав-Ивановска (47 км)
33,5 –
пересекаем р. Лемеза. Мост через нее разрушен.
40,5 –
ответвление дороги влево. Едем прямо. Через 100 м ручей и разрушенный через
него мост.
41 – упираемся в
грейдерную дорогу и едем по ней влево.
42,5 – слева д.
Лемеза.
43.1 – слева
примыкает дорога из д. Лемеза.
44,7 – упираемся в грейдерную дорогу Бедярыш –
Катав-Ивановск и едем по ней вправо.
55,5 – стоянка в
0,5 км за ручьем справа от дороги на возвышении, на опушке леса под огромной
сосной. Точнее, неподалеку от нее, поскольку под сосной место было уже занято –
там располагался огромный муравейник.
День шестой (15 августа)
Возвращаемся к дороге (300
м) и продолжаем движение в сторону Катав-Ивановска. Сначала идет полуторакилометровый
пологий подъем, а еще через 1,7 км следует спуск.
3,3 – начинается асфальт.
3,7 – пересекаем р. Сула, за
которой пологий подъем.
4,4 – начало спуска.
6,9 – в конце спуска
упираемся в асфальтовую дорогу и сворачиваем влево.
7,0 – мост через р. Нила. За
этой рекой начинается длинный некрутой подъем по асфальту.
9,6 – конец подъема.
10,0 – небольшой спуск,
затем подъем.
12,9 – Λ.
13,2 – заканчивается
асфальт, грейдер.
13,7 – конец спуска, снова
начинается асфальт. Въезжаем в г. Катав-Ивановск. Слева - небольшой поселок,
далее длинная улица с одноэтажными деревянными домами, за которыми начинаются
каменные пятиэтажки. Вдали интенсивно дымят трубы цементного завода. В центре
Катава закупаем продукты и делаем несколько телефонных звонков в Одессу.
Далее дорога огибает озеро,
небольшой подъем и спуск, затем снова подъем. Возле виадука «Катав-Ивановск»
делаем привал и обед. Воду берем в небольшом поселке, куда влево ведет
асфальтовая дорога (27,5 – 30,2 – поездка за водой).
Перед
Юрюзанью справа на фоне красивых гор виден город с высотными домами, что нас
несколько удивило. Позднее мы выяснили, что это закрытый горд Трехгорный. Согласно «Перечню закрытых
административно-территориальных образований и расположенных на их территориях
населенных пунктов» утвержденному постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 июля 2001 г. N 508 в Республике Башкортостан существует один
закрытый город – Межгорье, в Челябинской – четыре, один из них – город
Трехгорный
Вот
какая информация содержится о Трехгорном на сайте
http://www.mojgorod.ru/cheljab_obl/trjohgornyj/index.html :
Основан
в 1954 как научный центр в связи с созданием новых видов вооружения (секретный
город Златоуст-36). Численность населения в 2005 г. 34,5 тыс. жителей. Здесь расположен Государственный центр по
стратегическим ракетам подводного старта. Приборостроительный завод (приборы
для АЭС, аппаратура контроля и управления ядерных энергетических установок,
аппаратура контроля радиационной безопасности, комплексы телеметрии для
контроля)
43,6 – спуск в г. Юрюзань,
который несколько похож на Катав-Авановск – прямая дорога упирается в озеро,
для объезда которого следует вернуться несколько назад.
46,0 – мост через р. Юрюзань.
47,3 – Λ. Основная
дорога уходит влево, мы едем прямо. Сразу за перекрестком слева - магазин, в
котором докупаем хлеб. Дорога после небольшого спуска делает правый, а затем
левый поворот.
49,3 – упираемся в дорогу,
которая вправо ведет в г.Трехгорный. Едем влево.
50,8 – пересекаем р. Сильга.
Здесь заканчивается г. Юрюзань.
51,0 – снова выезжаем на
очень оживленную трассу М-5 и едем вправо в сторону Челябинска. Большую часть
пути приходится ехать по обочине – по дороге почти непрерывным потоком несутся
большегрузные автомобили, а трасса М-5 – это по одной полосе в каждую сторону.
52,8 – Λ.
53,9 – V, р.
Сильга.
58,5 – Λ, 59,6 – V, 61,4
– Λ, 63,4 – Λ, 65,1 – Λ, 66,5 – Λ, 69,9 – Λ.
74,2 – стоянка за мостом
через небольшой ручей в 100 м от дороги слева.
За день пройдено
74 км, общий набор высоты 680 м, чистое ходовое время 5:15.
День седьмой (16
августа)
Выход в 8:40.
Возвращаемся к дороге и едем в небольшой подъем.
0,7 – Λ, 1,6 – V, 2,2 – Λ, 2,9 – V,
4,0 – Λ.
6,2 – V,
сворачиваем с трассы М-5 влево. Перед поворотом на постаменте возвышается
старый грузовик Ford.
6,6 – р. Буланка.
7,0
– Λ
7,9 – V, р.
Верша. Далее подъем. Прямо перед нами большая гора из отвалов рудника.
9,5 – в центре пос.
Рудничный на перекрестке сворачиваем вправо.
10,0 – пологий подъем продолжается.
13,0 – Λ.
14,5 – поворот влево и
спуск.
17,0 – V, 17,5 – Λ,поворот влево.
18,6 – слева примыкает
дорога
18,8 – мост через железную
дорогу, за мостом сворачиваем вправо на Сатку (), спуск.
21,0 – V, 23,3 – Λ, 24,4 – V, 25,4 – спуск к г. Сатка.
Перед спуском
открылась панорама г. Сатка и большой, как бы срезанной горы за ним. Все
покрыто густой белой дымкой - это ветер
поднял пыль в карьере.
26,8 – проезжаем под
железнодорожным мостом.
30,0 – р. М.Сатка.
30,7 – Λ, 32,0 – конец
спуска.
32,7 – р. Сатка и
железнодорожный мост.
33,0 – г. Сатка. Развязка с
круговым движением, едем вправо.
34,1 – круговая развязка,
едем вправо вдоль железной дороги.
37,5 – слева железнодорожный
вокзал
38,3 – Дом культуры. Поразило обилие бронетехники, находящейся напротив дома
культуры. В Саткинской библиотеке (напротив дома культуры) делаем отметку в
маршрутке. Докупаем продукты.
Из Сатки
начинается подъем. Снова едем к трассе М-5.
45,9 – после
нескольких небольших подъемов и спусков упираемся в трассу М-5. Едем вправо
вниз.
46,5 – V, р. Черная
47,1 – в конце
подъема своравиваем влево на грунтовку.
Грунтовая
дорога, качество которой вначале обнадеживало, довольно быстро сильно
испортилась. Через 1,5 км дорога сворачивала вправо в лес. И направление дороги
и ее качество нас сильно не устраивали, поэтому мы поехали через поле вниз по едва заметной дороге к р. Черная. Не
доезжая речки мы выехали на неплохо укатанную грунтовку.
51,2 –
пересекаем хорошо укатанную грунтовку, которая вправо ведет в деревню Черная Речка
(по карте). Встреченная местная жительница назвала ее Пасыха.
53,0 – упираемся
в грейдерную дорогу и сворачиваем на нее вправо. Дорога покрыта слоем
известняковых камней, между которыми изрядное количество пыли. Проезжающие
автомобили поднимают огромные клубы пыли. Машины ездят не так часто, но над
дорогой постоянно висит пыль. Это связано с тем, что поднятая колесами пыль
садится на листья деревьев вдоль дороги, а затем ветер постепенно сдувает ее с
листьев. И так до следующей машины.
53,7 – справа примыкает
дорога.
54,5 –
Λ, 55,2 – Λ, 56,2 – Λ, 57,8 – Λ.
58,8 – после
спуска – шлагбаум и КПП национального парка «Зюраткуль».
59,0 –
пересекаем р. Б.Сатка, начало пос. Магнитский, начало подъема.
59,9 –
пересекаем ручей (мост).
62,2 – конец
подъема. Здесь находится большой полуразрушенный бетонный бассейн (пустой). Как
оказалось, здесь раньше располагалась гидроэлектростанция на вытекающем из
озера ручье.
71,3 – упираемся
в дамбу озера Зюраткуль. Вдали видны холмы окружающих хребтов. Озеро довольно
большое, холмы сравнительно невысокие, так что Зюраткуль не очень похож на
горное озеро. Сворачиваем вправо и едем по грунтовке на запад вдоль дамбы
озера.
71,7 – конец
дамбы. Далее развилка, влево уходит тропа, вправо – грунтовая дорога плохого
качества. Едем вправо на З-СЗ. После небольшой поляны дорога сильно разворочена
бульдозером.
72,7 – упираемся
в просеку и сворачиваем влево, на запад. Эту просеку мы видели еще при подъезде
к оз. Зюраткуль. Но здесь она заметно худшего качества – много камней и болотистых
участков.
74,1 – после
дополнительной разведки решаем вернуться к развилке.
75,4 – вернулись
к развилке (71,8). Движемся по тропе на З-ЮЗ. Тропа сырая, часто приходится
идти пешком. Начинают доставать комары.
77,8 – развилка,
движемся прямо. Пологий подъем.
78,7 – Λ,
Слева в 100 м изба – лесничий кордон. Пересекаем тропу, влево она спускается к
озеру, вправо – поднимается на хребет Зюраткуль. Едем прямо, на Ю-З
79,8 – упираемся
в грунтовую лесную дорогу и едем по ней вправо. Начинается длинный спуск. Вот
здесь мы начинаем понимать, что озеро Зютраткуль находится высоко в горах.
Спуск кажется длиннее, чем подъем. Возможно, это из-за раскисшей местами
грунтовой дороги. Причем, чем ниже, тем дорога становится более сырой.
85,8 –
пересекаем широкую просеку и едем по ней вниз Разбитая и раскисшая дорога
сначала уходит вправо в лес, а затем снова возвращается на просеку, где она
более сухая.
89,3 –
останавливаемся на ночлег слева от дороги перед речкой на небольшом возвышении.
За день пройдено
89,3 км, общий набор высоты 860 м, чистое ходовое время 7:40.
День восьмой (17
августа)
С утра облачно, дождь. Выход
в 11:00. Мост через речку разрушен, видимо намеренно, чтобы перекрыть въезд на
территорию национального парка. Но по обломкам моста несложно перейти пешком.
Здесь мы, вроде бы, вышли за территорию нац. парка.
0,7 – упираемся
в хорошо укатанную грейдерную дорогу, идущую по насыпи. Сворачиваем на нее и
едем влево. Перед нами большой щит, информирующий о том, что мы снова въезжаем
на территорию национального парка «Зюраткуль».
2,5 – Λ.
3,3 – пересекаем
р. Сибирка.
4,2 – Λ, 5,0 – V.
5,7 – Λ. Здесь перед спуском открывается живописная панорама
деревни Сибирка и окружающих ее хребтов.
6,1 – д. Сибирка
6,5 – V, мост
через р. Сатка. Перед мостом шлагбаум, закрытый на замок Преодолеваем шлагбаум и едем дальше. За
мостом начинается пологий подъем. Дорога становится заметно худшего качества,
она уже и на ней много камней разных размеров.
10,2 – вправо уходит
грунтовая дорога. Здесь установлен щит, информирующий о том, что эта дорога
ведет к местной достопримечательности «Фонтан». Геологи искали руду, а нашли
подземное озеро и теперь из скважины круглый год бъет 5-7 метровый фонтан. На
этом же повороте встретили плановую группу, инструктор которой нам настоятельно
рекомендовал посетить фонтан, что мы и сделали.
15,0 – слева от дороги
беседка, за которой этот самый «Фонтан». Чуть дальше – оборудованные стоянки
для туристов. «Фонтан» - зрелище такое себе по интересу. Если учесть, что
дорога перед этим – две стены леса справа и слева, а больше ничего не видно, то
фонтан – это некоторое разнообразие. Хоть и не очень жарко, но мы принимаем душ
в фонтане. Температура воды 4 градуса, так что процедура душа длится не очень
долго. Перекусив в беседке, отправляемся обратно. Пошел дождь, продолжавшийся
около 20 минут.
15,3 – заросший отворот
вправо
16,3 – ручей, мостик
17,7 – ручей, мостик
18,0 – заросший отворот
вправо
19,3 – справа примыкает
дорога
19,9 – возврат к развилке
10,2
20,2 – конец подъема
21,0 – начало спуска
22,3 – V, справа
примыкает грунтовка.
22,7 – слева примыкает
дорога с голубой маркировкой
23,1 – возврат к 22,3,
поворот влево, небольшой спуск и подъем. Далее длинная цепь больших луж.
25,4 – основная дорога
уходит влево вниз. Вправо и прямо уходят две плохие грунтовки. Средняя, самая
плохая – наша. На карте эта дорога обозначена, как улучшенная. На деле она
давно не используется и, с одной стороны, размыта ручьями, с другой стороны –
заросла деревьями и кустарником настолько, что местами просто не отличается от
окружающего леса.
28,5 – справа каменистая
осыпь (размер камней 1 – 1,5 м)
31,5 – V
32,1 – справа примыкает
дорога
34,6 – основная дорога
делает небольшой зигзаг (влево, затем вправо). Перед этим вправо уходит
грунтовка, которая раздваивается – одна дорога идет на север, другая – на
запад. Едем по основной дороге, качество которой постепенно улучшается.
Основные проблемы – лужи и заболоченные участки.
35,6 – грунтовка примыкает
справа
35,7 – грунтовка слева
35,8 – V,
грунтовка справа
37,6 – Λ
37,8 – поворот вправо,
спуск.
38,6 – конец спуска. Здесь с
трудом удалось не задавить странное пресмыкающееся (какой-то уж) с удивительно
круглой головой, которое по непонятным причинам бросилось под колеса.
40,1 – упираемся в
грейдерную дорогу и едем по ней влево, на Тюлюк. Дорога ровная и хорошо
укатанная. Едем по ней легко и быстро.
40,2 – мост через речку
53,5 – р. Березняк. Перед
мостом сворачиваем вправо вниз, едем вдоль насыпи дороги, а затем влево под
мост возле речки. Проехав еще 300 м вверх по реке останавливаемся на ночлег на
туристской стоянке с навесом и кострищами. Рядом – речка и обилие дров.
За день пройдено
53,5 км, общий набор высоты 490 м, чистое ходовое время 5:50.
День девятый (18
августа)
Утром заметно
похолодало по сравнению с предыдущими днями. Облачно, велика вероятность дождя.
В 10:20 покидаем уютную стоянку, возвращаемся
к дороге.
0,5 – мост через
р. Березняк. Едем по ровной дороге на Тюлюк. Справа виден красивый хребет
Зигальга.
4,0 –
Перекресток. Наша дорога сворачивает влево. Здесь дорога идет через широкую
долину, с которой открывается панорама окружающих горных хребтов. На западе и
северо-западе – хребет Зигальга с ближайшей горой Поперечная, на юге – цепочка
гор хребта Бакты, на юго-востоке – за с. Тюлюк в облаках просматриваются
вершины гор Большой и Малый Иремель. Нам туда и нужно.
Тюлюк – довольно
большое село с сельсоветом (в котором мы поставили печать в маршрутку), почтой
(телеграфа нет), церковью и несколькими магазинами.
5,8 – перед
церковью за 200 м сворачиваем влево, по пешеходному мостику переходим речку, за
которой почта и сельсовет (6,0)
6,2 – церковь
6,8 – на
юго-восточной окраине села стоит тур. приют «Роза ветров». За селом грунтовая
дорога медленно поднимается вверх.
7,5 – дорога
сворачивает вправо от речки
11,6 – развилка,
мы уходим влево
12,4 – поворот
вправо, поляна, гать
12,9 – поляна
13,1 – поворот
влево, начало подъема, камни в дороге.
13,7 – поляна,
конец дороги, развилка, влево уходит тропа, а мы идем по тропе прямо, немного
вниз, затем ровно. Качество дороги резко ухудшается. Далее идем около 5 км
через завалы камней, упавшие бревна, выступающие коренья деревьев.
14,8 – ручей.
Дальше тропа вверх вдоль ручья.
19,7 – конец
леса.
19,8 – выходим
на тропу, траверсирующую склон горы. Полого поднимаемся на юг.
21,0 – на каменистом
возвышении западнее вершины делаем привал. Оставляем здесь велосипеды и по
крутому курумнику пешком поднимаемся на вершину.
После подъема
вышли на плато. На его противоположной северо-восточной стороне видно небольшое
возвышение. Идем туда. По пути наткнулись на каменный тур, в котором записка.
Сняли записку, оставили свою.
На небольшом
каменистом возвышении у восточного края плато установлен крест, здесь же
прикреплена металлическая коробка с записками. Берем одну из них, оставляем
свою.
Оказалось, что
первый тур – это не вершина, просто группа альпинистов в марте 2003 г в
условиях тумана и сильного ветра не смогла найти вершину на плато, поэтому
соорудили свой тур, где и оставили записку.
После осмотра
окрестностей второй вершины Южного Урала обратным путем возвращаемся к
велосипедам. По тропе начинаем спуск на юг.
22,0 – граница
леса.
22,1 – Впереди,
метров через 100 – ручей, дров достаточно, нашли более-менее пологое место для
палатки. Здесь остановились на ночлег. Вечером и ночью шел дождь.
За день пройдено
22,1 км, общий набор высоты 1100 м, чистое ходовое время 4:35.
День десятый (19
августа)
Дождь
прекратился к 9 часам утра. Поскольку мы стояли на границе леса, достаточно
было лишь чуть подняться по каменистой осыпи, чтобы увидеть удивительные
картины окружающих лесов, гор в клубах поднимающегося после дождя пара, кое-где
подсвеченного пробивающимися лучами солнца.
Выход в 12:30.
0,1 – поляна,
ручей. Этот ручей широко разливается по склону, так что пройти здесь с сухими
ногами, катя велосипед, не очень просто.
2,9 – 3,3 –
сырой, болотистый участок.
4,1 – слева
скалы
7,4 – изба.
Дальше тропа превращается в дорогу. К этой избе из Николаевки подвозят туристов
автотранспортом. Дорога часто представляет собой грязевое месиво и большие
лужи.
8,7 – большая
поляна, луг
12,4 – брод
речки, текущей справа
13,3 – брод
речки, текущей слева
15,7 – брод
речки, текущей справа
16,0 – развилка,
едем левее
17,7 – слева
примыкает дорога, которая перед этим пересекает речку (мост)
19,1 – справа
примыкает дорога
22,4 – с.
Николаевка
22,6 –
пересекаем речку (мост)
23,0 – упираемся
в хорошо укатанную грейдерную дорогу, едем по ней влево.
24,0 – конец с.
Николаевка. Дорога идет по холмистой местности через луга, вдали видны леса.
26,4 – слева
начало леса, привал.
28,4 – поворот
вправо
28,9 – V, слева примыкает дорога.
30,7 - Λ
32,2 – поворот
вправо, перед поворотом 0,5 км крупного щебня на дороге.
33,4 – V, ручей
34,5 – слева
примыкает дорога из дер. Черный Ручей
34,7 – Λ,
36,1 – Λ, 36,7 – V, 37,5 – Λ,
38,0 – V, 38,8 – Λ, 40,4 – Λ,
42,3 – V, р. Белая
44,5 – Λ,
46,0 – V, 47,8 – Λ.
50,0 – поворот
вправо, пересекаем по мосту р. Белая, пос. Тирлянский. Докупаем продукты в
одном из магазинов.
52 –
Λ, 53,4 – Λ, поворот влево.
59,0 – возврат к
50,4. Мы пытались найти дорогу, идущую вдоль правого береге р. Белая. В
результате замкнули круг и вернулись к мосту. Следующая попытка – пройти вдоль
железнодорожной насыпи. Здесь когда-то проходила узкоколейная железная дорога в
Белорецк. В настоящее время рельсы разобрали. Вдоль насыпи идут грунтовые
дороги, которые все сворачивают к сенокосным лугам. Хорошая грунтовая дорога
уходит на запад через перевал. Вдоль реки проходит грунтовка сомнительного
качества, которой, видимо, пользуются местные рыбаки и которая вряд ли ведет далеко.
63,1 – ставим
лагерь в лесу на берегу реки.
За день пройдено
63,1 км, общий набор высоты 310 м, чистое ходовое время 6:10.
День
одиннадцатый (20 августа)
Выход в 10:10. Мы решили оставить мысль пройти до
Белорецка грунтовками правого берега р. Белая. Снова возвращаемся в пос.
Тирлянский, пересекаем по мосту реку и по асфальтовой дороге едем в Белорецк.
2,7 – кладбище, за ним – ручей.
3,0 – начало пос. Тирлянский
3,6 – после моста через Белую сворачиваем вправо на
автотрассу Тирлянский – Белорецк
31,0 – начало Белорецка (дачи слева)
35,5 – центр Белорецка. На рынке и в торговом центре
закупаем продукты, Отправляем телеграмму и делаем несколько телефонных звонков
в Одессу.
41,1 – пересекаем р. Нуря, после чего следует
длинный подъем. В конце подъема заканчивается г. Белорецк
60,4 – сворачиваем вправо на Инзер и Уфу.
67 – Λ.,
69,4 – V, р.
Баскал.
70,0 – Λ, пошел дождь
71,6 – Λ, 73,3 – V, р. Сюрюзняк
74,2 –
Λ, 74,5 – V, р. Карга
75,2 – слева поселок и ж/д станция Улу-Елга. Туда идет асфальтовая
дорога.
77,1 –
Λ, 77,3
– стоянка справа от дороги на высоком склоне.
За день пройдено
77,3 км, общий набор высоты 780 м, чистое ходовое время 5:40.
День двенадцатый
(21 августа)
Выход в 9:30. Утром
пасмурно, но дождя пока нет.
0,2 – V.
2,0 – Λ, здесь установлен щит,
свидетельствующий о начале Южно-уральского заповедника. Пошел дождь, который мы
частично переждали под деревянным навесом возле этого щита
2,9 – влево отворот на Карталы
3,1 – V.
4,2 – Λ, автобусная остановка слева.
5,1 – V.
5,7 – р. Б.Инзер.
5,9 – Λ, 6,6 – V, 7,0 – р. Юша, 14,8 – Λ, 15,8 – Λ
16,9 – домик справа (магазин)
17,0 – вправо уходит бетонка
19,7 – перекресток. Вправо межгорье (25), влево
Татлы (5). На перекрестке стоит легковой автомобиль и два мужика стоят у дороги
и просто за чем-то наблюдают. Нужно сказать, что Межгорье – это какраз тот
город, из-за которого мы изменили маршрут и не пошли к г. Ямантау. Согласно
«Перечню закрытых административно-территориальных образований и расположенных
на их территориях населенных пунктов» утвержденному постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 508 в Республике
Башкортостан существует один закрытый город – Межгорье, В интернете о нем
совсем мало информации ( http://www.mojgorod.ru/r_bashkortst/mezhgorje/index.html
):
Прежнее название Уфа-105,
Белорецк-16. С 1995г. город Межгорье. Численность населения в 2005 г. 18,1 тыс. жителей.
По другой информации здесь
же находится и Белорецк-15, ныне город Солнечный.
С
учетом всего этого мы решили не тревожить покой природы Южно-Уральского
заповедника своим присутствием.
23,9
– слева с. Багарышта
25,6
– р. Кургуза
29,5
– р. М. Инзер. За этой рекой мы впервые увидели табличку с надписью о том, что
передвижение по лесам запрещено из-за высокой пожароопасности. А в некоторых
отчетах указывалось, что такие таблички стоят чуть ли не на каждом шагу. Да и
вообще заповедный режим в заповеднике какой-то странный – тотут, то там пасутся
коровы, народ свободно косит траву.
30,9
– справа Бердагушево
31,1
– р. Хакатказы. Далее дорога серпантином поднимается на хребет.
33,0
– Λ, 33,8 – V,
35,8 – Λ.
44,4
– р. Реветь
46,6
– слева пос. Реветь. Здесь находится центральная усадьба Южно-уральского
заповедника.
47,6
– граница заповедника.
48,7
– р. М.Инзер
49,5
– Λ
50,0
– вправо отворот в пос. Инзер. Едем туда.
50,6
– Λ
52,5
– в конце спуска развилка. Едем влево. В центре Инзера (хотя явно выраженного
центра здесь вроде бы и нет, все похоже на окраины) докупаем продукты.
55,4
– уже в западной части поселка выезжаем на автотрассу Белорецк – Уфа.
56,0
– Λ
58,2
– р. Б.Инзер
59,1
– р. Шура
59,8
– сворачиваем влево на грейдерную дорогу.
60,1
– Λ.
60,9
– привал слева от дороги на гальке возле речки.
68,0
– вправо уходит неплохая грейдерная дорога, ее нет на карте.
69,1
– вправо уходит укатанная грунтовка.
70,1
– вправо уходит плохая грунтовка.
72,6
– вправо уходит грунтовка в с. Нукатово. Здесь местные жители нам сообщили, что
на юг, куда мы собирались, проезда нет, дорога тупиковая. Тогда мы решили
двигаться на запад, в д. Субхангулово. На карте нарисована туда дорога. По
словам местных, туда, вроде бы, тоже не проехать, но тропа есть. В Субхангулово
из жителей остался лишь один старик. Мы решили двигаться через хребет
Зильмердак на запад.
75,0
за селом сворачиваем вправо и пересекаем ручей. Идем по линии, где на картах
нарисована дорога. На деле это тропа среднего качества. Начинается подъем.
80,0
– тропа закончилась на вершине хребта Зильмердак, на сенокосных полянах среди
леса.
Тропу вниз в д. Субхангулово мы не нашли. Ее просто
сейчас нет.
Вот
информация с сайта http://ufa.kp.ru/2005/11/11/doc90110/
от 11 ноября 2005 г.
«Посреди
глухого леса, в Белорецком районе стоит одинокая избушка – все что осталось от
деревни Субхангулово. Когда-то это была большая деревня в сто дворов со своей
школой. «Прописалось» Субхангулово так неудачно, что ни продуктов, ни почты не
провезешь, особенно осенью и зимой – кругом бездорожье и горные леса. В
середине прошлого века жители стали из Субхангулово выезжать в более
цивилизованные места. За десять лет деревня вымерла и, только один Кинзягул
Салимгареев остался. Как его не уговаривали переехать вместе со всеми, но
дедушка не сдался:
-
Здесь я родился, мои предки. Зачем мне эти места покидать? – объяснил он своим
бывшим соседям.
В
полном одиночестве Кинзягул-агай живет в глуши уже 40 лет. «Комсомолка» решила
разыскать 73-летнего отшельника…»
А
вот информация с сайта http://forum.nedoma.ru/topic3710-10.html
от 17 мая 2005:
«Поспрашивала отца, охотился он в тех краях
прошлым летом. Обозначенной на карте дороги Кулмас Нукатово в природе не
существует, лесовозная тропа от Кулмаса обрывается у начала хребта Абырдак. Так
что петлю сделать не получится. Тропа по Кургашу обрывается в Тимерарка, дальше
не проходима- заросла.»
За день пройдено
80 км, общий набор высоты 960 м, чистое ходовое время 6:50.
День тринадцатый (22
августа)
Ночью ясно, луна. Утром – пасмурно, густой туман. С утра еще раз внимательно осматриваем края сенокосных лугов в поисках дороги. Дороги нет. Приходится возвращаться. Спускаемся с хребта через лес вниз. Моросит небольшой дождь.
1,0 – в конце крутого спуска справа ручей
1,1 – пересекаем этот ручей (дважды)
1,4 – снова ручей
1,9 – конец леса, редколесье
2,2 – снова лес
2,3 – V, пересекаем небольшое болотце, за которым небольшой подъем в красивый березовый лес.
3,0 – конец подъема, через 100 м поворот вправо и снова подъем
3,3 – Λ, 3,5 – V, 3,9 – Λ.
5,3 – V. До этого места мы повторяли в обратном порядке наш вчерашний маршрут. Далее вчерашняя тропа уходит вправо, мы же продолжаем движение прямо на небольшой подъем. Лес заканчивается, едем через небольшую горку с огороженными участками сенокоса и редкими деревьями. Деревня Нукатово справа и впереди внизу.
6,3 сворачиваем вправо, чтобы не ехать снова в деревню.
6,8 – Λ, слева на северо-западе хребет, на котором мы ночевали, окутанный густыми темными облаками. Тропы едва заметны и быстро теряются. Едем просто через поле вниз к дороге.
8,0 – дорога Нукатово – Усмангали.. Далее возвращаемся в Усмангали.
20,3 – автотрасса Белорецк – Уфа. Сворачиваем на нее влево в сторону Уфы. По этой дороге едем на длинный подъем. Начал идти дождь. В течение дня он пускался много раз с небольшими перерывами, иногда это была легкая морось, а иногда – ливень.
32,6 – Λ, переваливаем через хребет Зильмердак.
35 – V, 35,3 – Λ.
38,6 – пересекаем р. Сокашлы
43,5 – пересекаем р. Зуячка.
43,8 – вправо отворот в с. Зуяк. За ним снова длинный подъем.
47,6 – Λ
54,8 – справа родник, беседка.
57,9 – слева д. Кулмасово.
62,8 – слева родник «Увалы». Еще через два километра горы заканчиваются и дорога выходит в широкую долину.
68,5 – слева примыкает грунтовка в с. Усаклы. Едем туда с целью навестить местный магазин, но он оказался уже закрыт.
69,9 – возвращаемся к дороге на Уфу. И тут обнаруживаем, что с. Усаклы не хочет нас просто так отпускать – в селе проколото переднее колесо одного из велосипедов. Меняем камеру.
73,5 – долина заканчивается, снова едем среди небольших гор.
76,7 – лагерь в
100 м от дороги слева на галечном берегу речки. Здесь же вечером организована
банька.
За день пройдено
76,7 км, общий набор высоты 800 м, чистое ходовое время 6:20
День
четырнадцатый (23 августа)
Утром
холодно и дует сильный северо-западный ветер (а нам как раз на северо-запад и
надо). Ситуация усугубляется тем, что мы едем по хорошо продуваемой почти
безлесной местности. Возникает небольшая тревога о прибытии в Уфу в срок. По
крайней мере, культурную программу точно придется сократить до минимума.
9,3 –
Λ. . . .60,0 – Λ. 68,0 – Λ.
74,4 – р. Штиль
76,0 – конец
подъема
79,0 – V
119,4 – вокзал
г. Уфа.
В Уфу мы приехали за час до отправления
поезда. Этот час был потрачен на закупку продуктов в дорогу и упаковку
велосипедов.
За день пройдено 119,4 км, общий набор
высоты 390 м, чистое ходовое время 7:50.
2.7.
Расчет
категории сложности по методике категорирования
велосипедных маршрутов
ТССР
Протяженные препятствия
Таблица
2.7.1. Протяженные горные препятствия
№ |
Перевал |
Вы-сота, м |
На-бор высо-ты, м |
Длина подъема Ln, м. |
Ук-лон, % |
Коэффициенты |
Категория
трудности |
||||
дорож. покрытия Кпк |
абс.высоты Кв |
набора
высоты Кнв |
крутизны Ккр |
КТ |
|||||||
1 |
хр.
Ташлытау |
436 |
230 |
1.8 |
12,8 |
2,4 |
1,0 |
1,01 |
1.65 |
4,0 |
4 |
2 |
хр. Зюраткуль |
700 |
230 |
3,7 |
6,2 |
1,0 |
1,0 |
1,01 |
1,11 |
1.12 |
0 |
3 |
г. Б.Иремель |
1580 |
780 |
6 |
13 |
2.4 |
1.1 |
1,19 |
1.65 |
5,18 |
4 |
4 |
хр. Зильмердак |
720 |
310 |
5 |
6,2 |
2.4 |
1,0 |
1.04 |
1,11 |
2,77 |
3 |
5 |
хр. Зильмердак |
730 |
475 |
12 |
4% |
0.9 |
1,0 |
1,09 |
1,0 |
0,98 |
0 |
№ |
Участок |
Протя-женность, км |
Макс. высота, м |
Кпр |
Кпк |
Кпер |
Кв |
КТ |
Категория трудности |
1 |
М-5 - Тау |
21 |
250 |
1.21 |
1,0 |
1.2 |
1,0 |
1,45 |
1 |
2 |
Тау - Лемеза |
19 |
270 |
1.19 |
1.8 |
1.2 |
1.0 |
2.57 |
3 |
3 |
Вдоль р. Лемеза до д. Искушта |
35 |
250 |
1,35 |
1,8 |
1.0 |
1,0 |
2,43 |
2 |
4 |
Искушта-Лемеза |
21 |
500 |
1.21 |
1,2 |
1.2 |
1.0 |
1,73 |
2 |
5 |
Лемеза – р.Нила |
18 |
540 |
1,18 |
1,0 |
1.2 |
1,0 |
1,42 |
1 |
6 |
Зюраткуль – р. Калагаза |
25 |
680 |
1,25 |
1,0 |
1.2 |
1,0 |
1,5 |
1 |
7 |
Иремель - Николаевка |
23 |
600 |
1,23 |
1,8 |
1.2 |
1,0 |
2,65 |
3 |
8 |
Николаевка-Тирлянский |
26 |
670 |
1,26 |
1,0 |
1.2 |
1,0 |
1,51 |
2 |
9 |
Б.Сука |
15 |
680 |
1,15 |
1.8 |
1.2 |
1.0 |
2,48 |
2 |
Таблица 2.7.3. Сумма баллов препятствий
Категория трудности препятствия |
Количество препятствий |
Сумма баллов |
В зачет |
Четвертая |
2 |
9,18 |
9,18 |
Третья |
3 |
7,99 |
7,99 |
Вторая |
4 |
8,15 |
5,0 |
Первая |
3 |
4,37 |
3,0 |
Общая сумма баллов |
25,17 |
Расчет локальных препятствий
КТ |
Характеристика препятствия |
Эквива- |
Количество
(протяженность) и расположение |
Всего |
Суммар-ный эквива |
|
Переправы |
||||||
брод |
Скорость течения не более 0.5 м/сек, глубина менее 0.5 м, преодолевается в седле или вброд |
0.5 |
3 между Тау и В.Лемеза 3 на участке Атыш – Искушта 2 на участке Искушта – д.Лемеза 3 на участке Иремель - Николаевка |
11 |
5,5 |
|
н\к |
Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0.5 м/сек); глубина - 0.5-0.6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м. |
2 |
1 между Тау и В.Лемеза 23 на р. Лемеза на участке Атыш - Искушта |
24 |
48 |
|
Растительный покров (баллы за каждые 100 м пути) |
||||||
н/к |
Лес проходится по тропам или легко без них |
0.5 |
6 км на хр. Ташлытау 1 км вдоль р. Лемеза 6 км Б.Иремель 2 км
хр. Зильмердак |
15 |
75 |
|
Всего |
128,5 |
|||||
Коэффициент интенсивности прохождения
маршрута определяется по формуле
I = |
(Lф + ЛП)*Тн Тф*Lн |
|
Lф - фактическая протяженность маршрута, км
Lн - номинальная протяженность маршрута, км
ЛП - пробег (км), эквивалентный по затратам времени
и сил преодолению локального препятствия, имеющегося на маршруте.
Тф - фактическая продолжительность прохождения
маршрута, дней
Тн - продолжительность похода по ЕВСКМ, умноженная на
коэффициент дневок (1,2)
I = (870+128,5) * 13 * 1,2 /(14 * 600) = 1,85
Расчет категории сложности проводится по формуле
КС = ПП * I * А + СГ = 25,17 * 1,85 *
0,71 + 0 = 33,1
Полученное значение КС>25, т е. маршрут соответствует
четвертой категории
Заключение и выводы
1. Южный Урал
является довольно своеобразным районом, интересным для велотуризма. Здесь почти
нет очень крутых подъемов, но зато много затяжных подъемов с небольшим уклоном.
2. На Южном
Урале есть несколько оживленных автотрасс, на остальных дорогах автомобильное
движение очень слабое.
3. При
разработке маршрута следует осторожно относиться к информации с топографических
карт. На картах Башкортостана и Челябинской области обозначено немало дорог,
которые сильно заросли или отсутствуют вообще.
4. На всем
пройденном маршруте лесоразработки практически не ведутся и лесовозные дороги
отсутствуют.
5. Следует по
возможности избегать движения по трассе М-5.
На этой дороге по одной полосе в каждую сторону и интенсивное движение
большегрузных автомобилей, обычно движущихся со значительной скоростью.
6. Благодаря
сравнительно сухому лету преодоление грунтовых дорог и бродов через реки было
сравнительно легким. По этой же причине комары донимали лишь в отдельных
влажных местах.
7. Погода в
течение почти всего похода была сухой и теплой. Лишь в последние три дня пошли
дожди и резко похолодало.
8. Пройденный
маршрут как по украинской, так и по российской методике категорирования вполне
соответствует четвертой категории сложности.
Список
литературы
1.
Вело
- Водные и Велосипедные маршруты на Урале 2005 http://rusveloclub.narod.ru/rcc/library/rus/reports/other/index.htm
2.
Отчеты
rusveloclub. Урал. http://rusveloclub.narod.ru/catalog/ural.htm
3.
Отчёт
о велотуристском походе второй категории сложности (заявлялась четвертая) по
Южному Уралу
http://rusveloclub.narod.ru/library/other/ural4-02.htm
4.
Отчёт
о велопоходе второй категории сложности по Южному Уралу, 4 – 12 августа 2001 г. Рук. Петров В. А.
http://surb.by.ru/travels/04_08_2001/index1.shtml
5.
Отчет
о велопоходе 5 категории сложности по Уралу, 4 - 22 августа 1991 г. , рук.
Юмашев. http://www.isakov.narod.ru/ural1.htm
6. Комментарии к итогам чемпионата Урала по
классу А (спортивные походы), пешеходный
туризм, 2002 http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/chempion/komm-ch-UR-02-pesh1-6.htm
7. Итоги
Чемпионата России по спортивному туризму 1998 года. ВЕЛОТУРИЗМ http://veter.turizm.ru/40/i_velo.shtml
8. Топонимы Южного Урала http://www.southural.ru/toponymy/
9. Странствия по Южному Уралу.1
÷ 23 августа 2001 г.Часть первая – Башкирия
http://www.az.ru/veloturizm/Ural.htm
10. Памятники природы
Башкортостана. http://bashtravel.narod.ru/pamatmik1.htm
11. Отчет о пеше-водном
туристическом путешествии III категории сложности в районе Южного Урала (рук.
Мельников В.Б.)
http://tourmuseum.ufacom.ru/popularny/b-inzer-meln.htm
12. Рейд Иремель http://snz4x4.narod.ru
13. Велоэкспедиция на Урал: http://www.veloturizm.nm.ru/Ural2004.htm
14. Отчеты о велопоходах http://www.isakov.narod.ru/velo.htm
15. Зюраткуль 21.07
- 31.07.2002 http://www.mgn.ru/~mtb/files/zurat2002.htm
16. Южный Урал 2004.
http://almagest.tourlist.ru/main.php?d_id=22
17. Отчет о пешеходном
туристском походе 2 категории сложности по Южному Уралу, 25.07 – 17.08 1992 г. Рук. Костерев Н.А. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?89
18.
Карта Республики Башкортостан 1:200 000 http://bashturist.narod.ru/index.htm
19.
Отчет
о пешем походе
3 к.с. http://www.neftekamsk.ru/~kamalove/nurgus02/nurgus02.html
20. Пешеходные и
лыжные маршруты Башкирии.
http://bashturist.narod.ru/ssylki/peshim/pesho-marshrut.htm
21. Водопады
Башкирии http://bashturist.narod.ru/ssylki/vodopad.htm
22.
Зюраткуль.
Национальный парк http://www.zuratkul.ru/common/index.htm
23. Уральский вояж Отчет о поездке на Южный Урал 6 –14.08.05 http://velosamara.org.ru/report/2005/200508-Ural.shtml
24. Южно-Уральский
заповедник http://www.floranimal.ru/national/park.php?pid=34
25. Южно-Уральский
заповедник http://reserves.biodiversity.ru/yural/index.html
26. Южный Урал, 2000
http://tourism.perm.ru/html/otchet/yuz00.htm
27. Усть-Катав -
Белорецк 2004 г. http://marx.net.ru/other/vahrushev04.htm
28. Затирлянье
http://www.southural.ru/region/148.html
29. Южный Урал http://www.southural.ru/region/index.html?position=0
30. Карты Урала
http://tourism.isnet.ru/map.htm
31. Карты Урала http://mapy.mk.cvut.cz/index_r.html
32. Башкирия, карты
http://bashmap.narod.ru/N-40-054.jpg
33. Расписание
поездов
http://www.poezda.net/ru/redirect
34. Методика категорирования
велосипедных маршрутов. http://www.isakov.narod.ru/vmetod.htm
35. Фотоснимки земной
поверхности. http://maps.google.com/