К перечню велопоходов

 

Федерация спортивного туризма Украины

Спортивный туристский клуб «Одесса»

 

 

 

 

ОТЧЕТ

о велосипедном спортивном туристском походе

первой категории сложности по Винницкой и Одесской областям

 

совершенном с 28 июня по 2 июля 2007 г.

 

 

Маршрутная книжка       № 47/07

Руководитель группы – Буз В.Н.

 

 

1. Справочные данные о спортивном туристском походе

1.1. Организация – спортивный туристский клуб «Одесса»

1.2. Параметры похода.

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продолжительность

 

Срок проведения

Общая

Ходовых дней

велосипедный

первая

302

4

4

28 июня – 1 июля 2007

 

1.3. Район похода – Украина, Винницкая и Одесская области

1.4. Нитка пройденного маршрута:

Вапнярка – Тульчин – Соколец – Забужье – Брацлав – Салинцы – Ладыжин – Бершадь – Ольгополь – Балта – Котовск

Схема маршрута здесь

 

 

1.5. Сведения об участниках похода

№ п/п

Фамилия,

имя, отчество

Обязанности в группе

1

Буз

Василий Николаевич

Руководитель

2

Феколин

Лев Николаевич

Механик, костровой

3

Горчаков

Дмитрий Аркадьевич

Фотограф

4

Белоусов

Олег Павлович

Санинструктор  

5

Иванова

Лидия Дмитриевна

Завпрод

6

Довженко

Андрей Владимирович

Штурман

 

 

2. Содержание отчета

 

2.1. Общая идея похода.

 

Для велотуристов Винницкая область является редкопосещаемым районом. Вместе с тем, здесь сосредоточено множество интересных исторических и природных объектов. Для одесских велотуристов юг Винницкой области особо привлекателен, поскольку туда можно легко добраться электричкой или одним из многочисленных поездов. Это позволяет совершать там как непродолжительные некатегорированные походы, так и категорированные походы.

 

Летом в лесах и лесопосадках много черешни, вишни, шелковицы, земляники, ежевики, малины. Интенсивность движения автотранспорта на большинстве дорог низкая, это хороший район для полноценного отдыха с велосипедом.

 

Цель – совершить спортивный поход первой категории сложности, а также посмотреть многочисленные, но не широко известные достопримечательности этого района.

 

2.2. Варианты подъезда и отъезда

 

В начальный пункт похода ст. Вапнярка можно добраться электричкой. Но, учитывая, что выезд планировался вечером перед праздничным днем, мы решили ехать не переполненной электричкой, а пассажирским поездом, заранее взяв билеты. Удобен поезд №610 Одесса – Христиновка, который отправляется из Одессы в 22:28 и прибывает в Вапнярку в 4:18.

 

Из конечного пункта маршрута г. Котовск легко добраться в Одессу любым проходящим поездом или электричкой (около 3 часов езды).

 

2.3. Аварийные выходы с маршрута

 

При аварийном выходе с маршрута следует добираться автотранспортом или своим ходом до ближайшей железнодорожной станции, откуда можно уехать пассажирским поездом или электричкой в Одессу.

 

2.4. График движения

 

№ п/.п

Дата

 

Участок

 

Теку

Ший кило

метр

Про

тяже

ннос

ть, км

Характер дороги

 

Общее

 расстояние за

день, км

Ходовое

 время

Средняя

скорость, км/час

Метеорологические условия

1

28.06

 

Вапнярка – Тульчин

0

7,8

10,4

7,8

2,6

13,6

 

Асфальт

Брусчатка

Асфальт,

Автотранспорт редко

73,4

асфальт  48,1

грейдер     4,6

брусчатка  11,6

грунтовка     9,1

5:34

 

 

 

 

13,2

 

 

 

 

Переменная облачность, вечером и ночью – небольшой дождь. Ветер северо-западный, 3-5 м/с. Температура утром 150С, днем 20-250С.

2

Тульчин – поворот на Тарасовку

24

5,0

Асфальт,

умеренное движение транспорта

3

поворот на Тарасовку – Торков

29,0

29,2

29,4

29,6

36,7

43,2

44

47,7

48

0,2

0,2

0,2

7,1

6,5

0,8

3,7

0,3

2,4

Асфальт

Брусчатка

Асфальт

Брусчатка

Асфальт

Брусчатка

Грейдер

Брусчатка

Битый асфальт

Автотранспорт редко

4

Торков – поворот на Петрашевку

50,4

3,9

Асфальт

Автотранспорт редко

5

поворот на Петрашевку – Петрашевка

54,3

57

57,3

57,7

58

2,7

0,3

0,4

0,3

0,9

Грунтовка

Брусчатка

Асфальт

Брусчатка

Грейдер

Автотранспорта не встречали

6

Петрашевка - Печера

58,9

7,9

Асфальт, автотранспорт редко

7

Печера – лагерь на берегу р. Юж. Буг

66,8

70,2

70,4

3,4

0,2

3

Грунтовка

Асфальт

Грунтовка,

автотранспорт редко

8

29.06

лагерь – Забужье

0

3

3,2

5,7

3

0,2

2,5

2,3

Грунтовка

Асфальт

Грейдер

Асфальт,  автотранспорт редко

78,8

асфальт 28,1

бетонка    7,9

грейдер  28,6

брусчатка   7,1

грунтовка   7,1

5:45

 

 

 

 

 

13,7

 

 

 

 

 

Переменная облачность. В течение дня несколько раз непродолжительный дождь (один раз с градом). Температура утром 13-150С, днем около 200С. Ветер северо-западный, 3-5 м/с.

9

Забужье – Брацлав

8

11

16,5

17,3

21,6

3

5,5

0,8

4,3

5,9

Грейдер

Брусчатка

Асфальт

Грейдер

Асфальт,

автотранспорт редко

10

Брацлав

27,5

0,5

Асфальт, умеренное движение транспорта

11

Брацлав – Сорокодубы

28,0

28,9

30,5

0,9

1,6

3,5

Битый асфальт

Брусчатка

Асфальт, автотранспорт редко

12

Сорокодубы – за с. Салинцы

34

38

41,9

4

3,9

2,1

Грейдер

Грунтовка

Грейдер, автотранспорт редко

13

за с. Салинцы – Ладыжин

44

44,8

52

52,3

57,8

65,7

0,8

7,2

0,3

5,5

7,9

6

Асфальт

Грейдер

Асфальт

Грейдер

Бетонка

Асфальт, автотранспорт редко

14

Ладыжин – лагерь

71,7

75,1

78,6

3,4

3,5

0,2

Асфальт

Асфальт

Грунтовка.

Умеренное движение транспорта

15

30.06

Лагерь – поворот на Бершадь

0

0,2

0,2

11,4

Грунтовка.

Асфальт. Умеренное движение транспорта

 

 

 

89,4

асфальт  68,4

грейдер     1,4

брусчатка    8,6

грунтовка   11,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5:43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15,6

 

 

 

 

Переменная облачность, без осадков. Ветер 3 - 5 м/с. Температура 20 - 250С.

16

Поворот на Бершадь – Бершадь

11,6

35,0

Асфальт, автотранспорт редко

17

Бершадь – Лесничье

46,6

59,8

61,0

13,2

1,2

2,8

Асфальт

Брусчатка

Асфальт.

Автотранспорт редко

18

Лесничье – Ольгополь

63,8

68,3

75,0

4,5

6,7

1,0

Брусчатка

Грунтовка

Брусчатка

Автотранспорт не встречали

19

Ольгополь – Стратиевка – лагерь

76

78,3

79,2

82,4

83,4

83,9

85,3

 

2,3

0,9

3,2

1,0

0,5

1,4

4,1

Асфальт.

Брусчатка

Асфальт.

Брусчатка

Асфальт

Грейдер.

Грунтовка.

Автотранспорт редко

20

1.07

лагерь – Саражинка

0

6,4

Бездорожье, грунтовки.

Автотранспорт не встречали

60,4

асфальт  50,1

бетонка    2,6

грейдер    0,8

брусчатка   0,5

грунтовка    6,4

4:03

 

 

 

 

 

14,9

 

 

 

 

 

Переменная облачность, без осадков. Ветер северо-западный 3 - 5 м/с. Температура 22 - 270С.

21

Саражинка – Перейма

6,4

9,0

12,4

2,6

3,4

0,8

Бетонка

Асфальт

Грейдер

автотранспорт редко

22

Перейма – Балта

13,2

17,5

Асфальт

автотранспорт редко

23

Балта – Котовск

30,7

32,0

32,5

 

1,3

0,5

27,9

Асфальт

Брусчатка

Асфальт

умеренное движение транспорта

                                  В  с  е  г  о   

302,0

асфальт  194,7

бетонка   10,5

грейдер   35,4

брусчат . 27,8

грунт.       33,6

21:05

14,3

 


 

 

2.5. Описание прохождения маршрута

 

Первый день, 28 июня

(По тексту нижний перелом дороги обозначается значком V, верхний - Λ)

Поезд №610 Одесса – Христиновка прибыл на ст. Вапнярка в 4:20. Уже рассвело и можно было уверенно ехать.

0,4 – выехав с железнодорожного перрона и станции попадаем на асфальтовую дорогу, идущую вдоль села. Едем влево, на юго-восток

2,5 – перекресток в конце села. Сворачиваем влево на Тульчин. Через 0,5 и 1,3 км пересекаем железнодорожные пути. За вторым переездом влево уходит асфальтовая дорога в Вапнярку, едем прямо, на северо-восток. (Фото 1) За населенным пунктом остановились и даполнительно оделись – прохладно (фото 2).

6,0 – начинается лес по обе стороны дороги, далее – спуск.

7,4 – конец леса и спуска, начало подъема (нижний перелом дороги).

7,8 – заканчивается асфальт, начинается брусчатка

10,2 – нижний перелом дороги, за которым начинается село Тимановка

Click here 1. Пока все спят Click here 2.Зябко.Нужно утепляться Click here 3. Просто маленький дом Click here 4. Click here 5. Не заводится

10,4 – заканчивается брусчатка, начинается асфальт

11,8 – слева от дороги памятник, дом-музей Суворова (фото 3) и музей истории села. Все закрыто, поскольку слишком рано. По состоянию дверей вообще кажется, что эти музеи открываются редко. Да и кому их посещать, кроме школьников местной школы. Из интернета известно, что музеи неоднократно грабились. Каких-то средств защиты музейных ценностей, типа решеток на окнах, нет. Но у музеев внешне вид довольно ухоженный, прилегающая территория акратно убранна, все, что нужно, покрашено. Территория музеев представляет собой небольшой парк с красивыми аллеями из огромных елей. У здания музея истории села стоит совсем первобытный трактор (фото 5). Мы лазали по нему, как дети. Даже была мысль попытаться завести его, ведь в Венгрии удалось завести танк-памятник.

13,4 – нижний перелом дороги, заканчивается село Тимановка

15,8 – Λ . В придорожной лесопосадке делаем привал и завтрак. На десерт - черешня прямо с веток деревьев. Вообще здешние посадки сильно отличаются от одесских. В них абсолютно нет акации, которая у нас местами является единственным деревом в лесопосадках. Здесь растут в основном яблони, груши, черешня, шелковица, орех. Встречается также абрикоса и вишня. Да и размеры деревьев не те. У нас дерево с диаметром ствола сантиметров 30 уже выглядит старым и безнадежно больным. Здесь же дубы и липы с метровыми стволами выглядят пышно и молодо.         

17,4 – V             19,1 – V, с. Суворовское

19,7 – V             21,1 – Λ         23 – V

Перед г. Тульчин развилка. Едем влево. Далее крутой спуск по разбитой асфальтовой дороге. Подъезаем к месту, где масса людей и автомобилей. Все ясно – здесь рынок. Перед рынком справа – исторический музей (естественно, закрыт) с двумя небольшмми чугунными пушками у входа.

25,5 – на улице Незалежности справа по ходу движения дворец Потоцких (фото 6, 7). Это, пожалуй, самое главное историческое сооружение Тульчина. Его строил тот же архитектор, который строил Версаль. Вот что о дворце пишут в [2]

Составная часть выдающегося дворцового ансамбля времени классицизма на Украине, создан французским архит. Лакруа. В состав ансамбля, помимо дворца, входят театр (перестроен), манеж, конюшни (не сохранились), турецкая баня, оранжерея, служебные и другие здания. Часть сооружений имения была обращена на улицу и входила в систему застройки города. К дворцовому ансамблю примыкал парк, созданный в 80-е годы XVIII в. (не сохранился). В композицию парка, названного владельцем «Хорошо», где преобладали итальянский тополь и сосна, была включена система прудов и каналов. Парк украшали беседки, фонтаны, скульптуры. Дворец в стиле раннего классицизма состоит из главного двухэтажного корпуса и двух двухэтажных флигелей, расположенных в виде буквы П и соединенных одноэтажными полукруглыми галереями. Главный фасад акцентирован лоджией, несущей десять колони большого ионического ордера. Фасады флигелей трехосевые. По центральной оси — арки проездов (в западном флигеле заложена), подчеркнутые шести-колонными портиками большого тосканского ордера (кроме внешнего фасада западного флигеля). В тимпанах последних — горельефные композиции с мотивами военных атрибутов. Боковые оси — входы в здание акцентированы четырехколонным и портиками-крыльцами. У южного торца восточного флигеля — руииы ранее примыкавшего к зданию корпуса кухни. Планировка дворцовых помещений анфиладная. Архитектурное убранство интерьеров ие сохранилось, за исключением вестибюля главного здания, распашная лестница которого ведет на второй этаж, где были размещены парадные залы. Перекрытия плоские. В 1975 г. начаты реставрационные работы.

Нужно сказать, что реставрация идет такими темпами, что давно пора реставрировать то, что уже отреставрировано. Родному брату Версаля повезло значительно меньше. Не там, видимо, он родился.

Click here 6. Брат Версаля Click here 7. Главный дворец Тульчина Click here 8. Дорога к Печере Click here 9. Сквозь лес Click here 10. Жарко

26,6 – V, заканчивается г. Тульчин, слева озеро. Едем по автотрассе Ямполь – Немиров в сторону Немирова.

29,0 – в конце с. Нестерварка сворачиваем с автотрассы влево на дорогу в сторону с. Тарасовка. Через 200 м. асфальт заканчивается, начинается брусчатка. Еще через 200 м двухсотметровый участок асфальта.

29,6 – снова начинается брусчатка, на сей раз – надолго (фото 8). Едем в основном по обочине или по идущей параллельно грунтовке.

33,9 – V, с. Тарасовка

36,7 – лесничество, за ним лес. Узкая асфальтовая дорога идет между двумя стенами леса (фото 9).

38,5 – лес заканчивается

39,7 – V. Справа от дороги несколько деревьев с хорошо вызревшими вишнями. Трудно оторваться. Встречается немало абрикос, но плоды пока зеленоватые.

40,7 – V

41,0 – с. Бортники. В этом селе мы увлеклись ездой и проскочили поворот на с. Печера. Но это и к лучшему, поскольку объездная дорога оказалась более интересна.

42,0 – V, слева пруд

43,2 – закончился асфальт, началась брусчатка

44 – закончилась брусчатка, началась грейдерная подсыпная дорога

47,7 – началась брусчатка

48 – начался разбитый асфальт. В селе много гнезд аистов (фото 10).

50,4 – В с. Торков перед перекрестком слева – магазин. Здесь подкрепляем силы мороженым. Далее упираемся в асфальтовую автодорогу и едем по ней вправо.

54,3 – сворачиваем вправо на грунтовую дорогу, идущую через поле

54,8 – грунтовая дорога входит в лес (фото 11)

Click here 11. Путь к с. Петрашевка Click here 12. Лесные удовольсьвия Click here 13. Вид с холма в с. Печера Click here 14. Вид с холма в с. Печера Click here 15.

55,5 – пересечение лесных просек, едем прямо

55,9 – слева вырубка

56 – справа посажен молодой лес, много малины. Здесь был продолжительный привал с поеданием малины (фото 12).

56,3 – заканчивается лес, начинается село.

56,4 – пересекаем идущую по селу брусчатку, едем по грунтовке прямо. Через 100 м наша дорога сворачивает влево.

57,0 – упираемся в брусчатку и сворачиваем на нее вправо

57,3 – 57,7 – небольшой участок асфальта в центре села, далее – снова брусчатка

58 – начинается грейдерная дорога, местами больше напоминающая грунтовую.

58,5 – падение. Мы ехали по неровной обочине (но там было меньше камней, чем на основной части дороги). У едущего впереди руководителя группы колеса попали в колею, а педаль ударилась о торчащий из земли булыжник. В результате – падение и небольшая ссадина на локте. Залили перекисью и поехали дальше.

58,7 – развилка, уходим влево.

58,9 – упираемся в асфальтовую дорогу и едем по ней вправо.

63 – справа примыкает дорога из с. Даниловка.

63,7 – начало с. Печера. Метров через 800 основная дорога уходит вправо вниз к реке. Мы сворачиваем влево и пытаемся подъехать к церкви, которую мы видели с дороги, стоящей на высоком холме на берегу реки. Это деревянная церковь Рождества Богородицы, 1764 г. Свернули влево, затем вправо и уперлись в какой-то двор. Начали спрашивать население о дороге к храму и нам подсказали довольно замысловатый путь переулками. Редкий случай, когда церковь стоит не на центральной улице, а в стороне, дорога к ней едва заметная и довольно сложная. Церковь сверкает свежей краской. Не верится, что она деревянная и что ей три с половиной века. Во дворе церкви каменный крест, похожий на обычный казацкий, на котором выбиты странные значки (фото 15). Все вокруг было безлюдно и спросить было не у кого.

Далее пройдя через поросшую травой местность с многочисленными холмами и ямами (это остатки старого городища), мы вышли к вершине утеса, откуда открывалась прекрасная панорама Южного Буга с порогами и окружающих лесистых холмов (фото 13, 14).

66,0 – в Печере на холме за церковью

Далее мы вернулись к дороге, спустились к реке, проехали под мостом и по правому берегу реки поехали вверх по реке. Здесь оказалось неожиданно много отдыхающих. Видимо множество крупных овальных камней и струи воды между ними являются любимым местом отдыха. Грунтовая дорога упирается в каменный забор, за которым находится парк (точнее, то что от него осталось) графа Потоцкого. Через пролом в заборе идет хорошо набитая тропа. Едем по ней.  Иногда встречаются деревья, размеры которых впечатляют. Но в целом парк сильно заросший и больше напоминает лес. В центре гипсовая статуя и старая лестница наверх. Едем дальше по тропе между огромных валунов (фото 17). Непросто найти место для привала из-за обилия отдыхающих.

68,6 – привал. Расположились мы на плоских камнях в реке (фото 16).

На территории парка находится мавзолей одного из Потоцких. Но среди участников похода желающих его искать не оказалось. После перекуса и отдыха, с учетом состояния некоторых участников, решено сегодня маршрут не продолжать, а найти удобное место на берегу реки и ставить лагерь. С этой целью решено вернуться к мосту, перейти по нему реку и остановиться на ночлег за селом в лесу на левом берегу реки (там, кстати, есть родник).

Click here 16. Привал у реки Click here 17. Тропа вдоль берега Click here 18. Вдоль реки у с. Печера Click here 19. Церковь в с. Печера Click here 20. Вдоль Южного Буга

70,4 – мост через р. Южный Буг. Переходим по нему реку и канал к водяной мельнице, за мельницей сворачиваем вправо, проезжаем село и далее едем вдоль реки мимо леса (фото 20) в поисках места лагеря. Это сделать не просто из-за обилия рыбаков.

73,4 – лагерь. Останавливаемся в хорошем лесу метров за 300 от ручья (выше - родник). До ближайших рыбаков тоже метров 300.

За день пройдено 73,4  км, время движения 5:34.

 

Второй день, 29 июня

Выход 9:20. Возвращаемся к мосту через Буг той же дорогой (фото 21).

3 – осматриваем остатки водяной мельницы (фото 22) и электростанции.

3,2 – за мостом сворачиваем влево и едем по грейдерной дороге, идущей вдоль реки.

4,0,   4,6  и  5,7 – пересекаем ручьи. Видимо, правее и выше расположены родники.

5,7 – начинается асфальт (фото 23).

6,5 – 6,7 – подъем и начало с. Забужье.

Click here 21. Утро Click here 22. Старая мельница Click here 23. Дорога к с.Забужье Click here 24. Вышковцы Click here 25. Дорога к с. Гранитное

7,2 – поворот дороги вправо, от реки. Справа от дороги старая железная арка и такими же буквами написано «Швейная фабрика». Оказывается, в этом селе когда-то было и такое.

8,0 – заканчивается асфальт, начинается грейдер. Справа продуктовый магазин.

11 – грейдер переходит в брусчатку. Едем по грунтовке, идущей правее параллельно основной дороге за лесополосой.

13,0 – V, выезжаем на брусчатку и далее едем снова по грунтовке правее.

14,0 – начало села Вышковцы.

14,6 – поворот влево и спуск по брусчатке.

14,9 – V

16,5 – заканчивается брусчатка, начинается асфальт. Слева сельсовет, где делаем отметку в маршрутке. Начался дождь, перешедший в ливень с градом.

16,8 – Т-образный перекресток. Наша асфальтовая дорога уходит влево, а вправо идет брусчатка. На перекрестке магазин и крытая автобусная остановка, в которой пережидаем ливень. У Андрея прокол – меняем камеру (фото 24).

17,3 – закончился асфальт, начался грейдер.

17,6 – нижний перелом дороги, мост через речку. Далее подъем и прямая грейдерная дорога с «шифером».

19,5 – Т-образный перекресток, сворачиваем влево. Здесь укрывшись тентом пережидаем непродолжительный дождь. Грейдерная дорога содержит камни и неровности. Легче ехать по идущей рядом грунтовке.

21,6 – справа примыкает грунтовка, начинается асфальт.

23,6 – V,  начинается с. Марксово. Небольшой подъем, спуск и снова подъем.

26,1 – 26,5 – участок брусчатки, далее снова асфальт. Впечатляют растущие вдоль дороги огромные дубы с диаметром стволов более метра.

27,2 – V

27,5 – в Брацлаве выезжаем на автотрассу Немиров – Тульчин и едем по ней.

28,0 – основная дорога на Тульчин уходит вправо. Мы едем прямо, где дорога значительно хуже – разбитый асфальт. За перекрестком слева продуктовый магазин, где докупаем необходимые продукты.

28,8 – V

28,9 – 30,5 – участок брусчатки, далее снова асфальт.

34 – V, сворачиваем вправо на грейдерную дорогу, идущую через село Сорокодубы и далее вдоль реки (фото 25).

Click here 26. Рукотворное озеро Click here 27. Click here 28. Click here 29. Click here 30. Спуск к с.Новоселовка

35,5 – справа гранитный карьер. Карьер залит водой, образовалось живописное озеро (фото 26). Уровень воды в этом озере заметно выше, чем в реке. Видимо, в результате взрывных работ подземные воды пошли в карьер. Из воды торчит несколько столбов и фрагмент экскаватора (фото 27), который, видимо, не успел убежать и был наказан природой за свою деятельность. Чуть дальше на суше стоит еще один такой доисторический монстр (фото 28). Дорога постепенно становится все хуже, сейчас это уже грунтовка с отдельными камнями. Снова пошел дождь, который пережидаем возле заброшенного домика.

В районе села Гранитное на реке пороги. Собственно, порогов почти не видно – они шумят где-то слева, все густо заросло деревьями.  За сельскими домами на невысоком, но крутом склоне иногда видны выходы скал.

38 – завершается с. Гранитное, за ним дорога становится полностью грунтовой, справа от которой – сосновый лес.

39,7 – конец соснового леса.

40,1 – привал слева от дороги на берегу реки. Вообще то мы привал предполагали сделать в большом и красивом сосновом лесу. Но там был занят буквально каждый метр палатками и шумными школьниками. Оказывается, здесь проходят соревнования по ориентированию, и школьники всей области съехались сюда.

40,7 – пересекаем ручей (где-то правее должен быть родник)

41,7 – начало села Салинцы.

41,9 – развилка. Сворачиваем вправо на подъем.

43 – заканчивается с. Салинцы.

44,0 – наша грунтовая дорога упирается в асфальтовую. Сворачиваем на нее влево.

44,8 – справа примыкают две грейдерные дороги. Едем по первой из них на юг.

46,5 – дорога входит в лес (фото 29).

47,7 – лес закончился. Далее прямая дорога идет по липовой аллее. Если бы не многочисленные камни на дороге, то ехать было бы приятно. Удобнее ехать правее ряда лип по хорошо укатанной грунтовке. После дождя грунт немного прилипает к покрышкам, но здесь ехать легче, чем по основной дороге.

52,0 – после спуска попадаем в с. Новоселовка (фото 30), где начинается асфальт.

52,3 – заканчивается асфальт, начинается грейдер. Развилка, едем влево. Через 300 м дороги снова сходятся.

52,8 – V, слева и справа пруды.

55,6-56,2 – спуск, затем подъем.

56,6 – конец крутой части подъема и леса. Дальше идет пологий подъем (фото 32). Слева открывается красивая панорама Ладыженского водохранилища и лесов на противоположном берегу (фото 33).

57,8 – заканчивается грейдер, дальше прямо идет бетонка, пришедшая слева.

60 – проехали с. Маньковка.

65,7 – перекресток, за ним бетонка становится асфальтом, по которому ехать заметно легче.

66,9 – V,             68,2 – Λ

71,7 – начинается г. Ладыжин. Въезжаем на идущую через город широкую магистраль – по две полосы в каждую сторону. В большом продуктовом магазине докупаем необходимые продукты. Далее едем прямо до Т-образного перекрестка, на котором сворачиваем вправо, вскоре на круговой развязке выясняем, что мы едем не в ту сторону, сворачиваем влево, спускаемся к улице Ленина, на которой снова сворачиваем влево и едем по ней до упора в автомагистраль Гайсин – Тростянец.

Click here 31. Click here 32. Click here 33.Вдоль Ладыженского водохранилища Click here 34. Дорога на Тростянец

75,1 – упираемся в автотрассу Гайсин - Тростянец и сворачиваем на нее вправо. Едем в длинный подъем. Начался дождь (фото 34).

78,6 – начинается лес, справа – лесничество. Слева под навесом пережидаем усиление дождя. По грунтовой лесной дороге углубляемся в лес влево от автотрассы и ставим лагерь. Воду набираем в колодце в лесничестве.

За день пройдено 78,8  км, время движения 5:45.

 

Третий день, 30 июня

Выход в 9:00.

0,2 – возврат к автотрассе

2,2 – по мосту переезжаем железную дорогу.

5,2 – V, пруд в с. Оленица

5,9 – конец подъема и с. Оленица

9,4 – слева обелиск в честь разгрома войском Б. Хмельницкого польской армии в 1652 году (фото 35).

11,6 – сворачиваем влево на дорогу на Бершадь (тоже асфальт, но транспорта почти нет)

13,0 – у Лидии прокол, меняем камеру.

20,2 – V, с. Гордеевка

22,2 – пересечение автотрассы Тростянчик – Тростянец. За этим перекрестком отворот вправо к с. Демидовка. Делаем небольшой привал в небольшой роще у этого ответвления. Место когда-то было оборудовано для отдыха – видны следы столика и лавок, колодец-журавль. Сейчас все разрушено и забросано мусором. Только деревья продолжают не смотря ни на что пышно расти, создавая тень и прохладу.

27,0 – справа в 100 м от дороги цепь курганов. Два с нераспаханной вершиной и табличками (фото 36), еще два распаханы и едва заметны. Чуть дальше виден курган слева от дороги.

43,6 – начало г. Бершадь. Спустились к центру города. Слева рынок вокруг масса магазинчиков, но продовольственный лишь один. Причем в нем был прием товара, а затем он закрылся вообще. В большом мясном корпусе рынка единственная сомнительная бабка торгует сомнительной колбасой.  Объехали центральную часть города, но среди многочисленных магазинов продовольственного так и не нашли.

46,6 – V, мост через р. Дохна. Далее перед автовокзалом развилка, едем вправо на длинный подъем через с. Флорино. На подъеме наконец находим продовольственную лавку.

50,4 – конец подъема, железнодорожный переезд, за которым развилка – вправо на Чечельник, влево на Голдашевку. В нужный нам Ольгополь можно попасть обеими путями. В центре Бершади один местный житель начал нам давать советы, хотя его об этом никто не просил. Так он упорно советовал нам ехать на Чечельник, и никак не на Голдашевку, потому что дороги там практически нет. Но мы решили довериться карте и ехать через Лесничье (на Голдашевку).

51,4 – V.

Click here 35. Click here 36. Click here 37. Click here 38. Click here 39.

53,3 – привал и перекус в лесополосе в 150 м справа от дороги. Перекус был завершен растущей здесь сладкой шелковицей. Далее следует прямой и ровный участок асфальта практически без автотранспорта.

59, 8 – асфальт переходит в брусчатку. Едем по грунтовке, идущей параллельно и правее основной дороги.

61,0 – справа примыкает асфальтовая дорога из с. Лесничье. Сворачиваем туда и едем вниз.

62,0 – конец спуска, Т-образный перекресток, едем вправо.

63,0 – развилка, едем влево.

63,5 – развилка, едем влево.

63,6 – V, справа пруд.

63,8 – заканчивается асфальт, начинается брусчатка, подъем.

65,3 – дорога соворачивает вправо.

66,3 – прямо идет плохая дорога, основная дорога (брусчатка, фото 37) сворачивает влево, куда мы и едем.

67 – V

68,1 – начало с. Волчок

68,3 – основная дорога (брусчатка) сворачивает влево к центру села, мы едем прямо по грунтовке с подсыпанными камнями.

68,5 – конец села, заканчиваются и камни на дороге, дальше спуск по обычной неплохо накатанной грунтовке.

69,2 – V                      69,8 – Λ                     70,5 – V

71,3 – конец подъема

71,5 – Т-образный перекресток грунтовых дорог посреди ржаного поля. Едем влево.

72,2 – отворот вправо, куда мы и едем. Начинается спуск (фото 38).

73,5 – V             74,3 – Λ. Внизу виден Ольгополь.

75,0 – наша грунтовая дорога упирается в брусчатку, продолжаем спуск по ней.

75,7 – спуск заканчивается, дорога сворачивает вправо. Справа от дороги пруд. Далее небольшой подъем.

76,0 – в конце подъема брусчатка заканчивается, начинается асфальт. Но асфальт местами разбит, а ямы залиты водой от недавно прошедшего дождя (фото 39).

77,2 – Т-образный перекресток. Справа – памятник Ленину. В магазине (100 м вправо) докупаем продукты, делаем привал под большой березой и съедаем по мороженому, общаясь с обступившими нас местными подростками. На  Т-образном перекрестке сворачиваем влево.

77,5 – дорога упирается в церковь, сворачивает вправо, а через 200 м влево. Начинается подъем со стометровым набором высоты. Справа гранитный памятник А.Г.Реве, начальнику 17-ой дивизии, который погиб 1 апреля 1921 года, как написано на памятнике, от рук бандитов. Памятник не только не снесен, но и выглядит довольно ухоженным.

78,3 – основная асфальтовая дорога сворачивает вправо на Чечельник, а мы продолжаем подъем прямо по брусчатке.

79,2 – конец подъема, села и бусчатки. Далее – асфальт (фото 40). В конце подъема вдоль дороги растут абрикосы, некоторые из них уже полностью созрели, чем мы и воспользовались.

80,5 – начало спуска, 81,5 – V, 82,0 – Λ

82,4 – заканчивается асфальт, начинается брусчатка. Это место является достаточно опасным, поскольку начало брусчатки находится на спуске на небольшом переломе дороги и заранее с дороги не видно. Брусчатка появляется внезапно, когда велосипед уже может набрать приличную скорость.

83,0 – V,        

83,4 – Λ, конец брусчатки и начало асфальта.

83,9 – начало с. Стратиевка, заканчивается асфальт и начинается грейдерная дорога.

84,7 – перекресток, на котором сворачиваем влево.

85,0 – мост через речку. Отсюда была хорошо видна предстоящая дорога, идущая на подъем. Слева от нее небольшой лесок, где можно было бы остановиться на ночлег. Но это предложение руководителя было отвергнуто большинством участников. Они предпочли проехать больше, но остановиться в серьезном лесу и неподалеку от речки. Такое место, вроде бы, просматривалось на западе за селом. Туда и едем.

85,3 – сворачиваем вправо с основной дороги и едем по грунтовке вдоль села.

87,5 – село с жилыми избами заканчивается. Дальше дорога уходит правее и идет вдоль широкой долины реки (справа), слева еще около полукилометра тянется заросший деревьями и кустарниками участок в котором кое-где виднеются остатки брошенных изб. За этим участком сворачиваем влево на подъем к лесу.

89,4 – ставим лагерь в лесу. Этот лес естественный и очень старый. Пни от спиленных дубов, диаметром более метра, поражают воображение. На краю леса располагался огромный муравейник, в радиусе метров 20 все было усыпано этими суетящимися насекомыми. Остановка на несколько секунд приводила к тому, что последующие несколько минут приходилось отряхивать муравьев. Пришлось искать место для лагеря подальше от начала леса.

За день пройдено 89,4  км, время движения 5:43.

 

Четвертый день, 1 июля

Выход в 8:50.

0,3 – конец подъема, лесная дорога сворачивает вправо.

0,6 – Т-образный перекресток лесных дорог, сворачиваем влево. Через 70 метров поворот вправо. Дорога становится едва заметной, заросла и завалена упавшими ветками (фото 41).

1,0 – Т-образный перекресток лесных дорог, сворачиваем влево. Через 200 м выходим из леса. Дорога заканчивается. Пересекаем поле по высокому разнотравью (фото 42).

1,4 – упираемся в лес. Проводим разведку лесных дорог и троп. Все они заросшие и неудобны для передвижения. Идем влево вдоль леса по полю (фото 43, 44).

2,7 – на краю поля упираемся в идущую вдоль леса грунтовую дорогу, сворачиваем на нее влево. Далее дорога вдоль леса поворачивает вправо.

Click here 40. Click here 41. Click here 42. Click here 43. Click here 44.

3,0 – Небольшая деревянная беседка и табличка с надписью «Стратiївське лісництво». За беседкой сворачиваем вправо в лес. Вскоре дорога спускается вниз.

3,7 – В конце спуска пересечение лесных дорог, столбик, разделяющий участки 79 и 78. Сворачиваем влево.

4,1 – конец леса (фото 45). Дальше едем по полю по едва заметной на траве дороге (фото 46).

4,8 – справа ручей, место водопоя скота, выше – родник.

5,5 – пересечение грунтовок. Сворачиваем вправо, на подъем. После подъема дорога слегка поворачивает вправо и идет через сад.

6,4 – начинается село. Слева – МТС. Выезжаем на бетонку

6,7 – Т-образный перекресток. Прямо перед нами колодец, пополняем запасы воды. Едем влево по бетонке вдоль села.

9,0 – развилка. Едем вправо. Начался асфальт.

12,4 – асфальт закончился, грейдерная дорога.

13,2 – в с. Перейма упираемся в асфальтовую дорогу Ольгополь – Балта и сворачиваем на нее вправо. Спуск.

14,1 – V.

15,5 – конец крутого подъема.

18,7 – начало крутого спуска

19,5 – V.

20,3 – конец подъема, с. Лесниково (справа).

Click here
45.
Click here
46.
Click here
47. Приближаемся к Одессе
Click here
48. Финиш

30,7 – табличка «Балта», начало спуска.

32,0 – конец асфальта, начало брусчатки.

32,5 – Т-образный перекресток, сворачиваем влево. Дальше – асфальт.

33,5 – на перекрестке сворачиваем вправо. Дальше переезжаем по мосту речку и едем на подъем.

35,5 – сворачиваем вправо, на Котовск (прямо идет дорога на Ананьев)

После затяжного подъема асфальтовая дорога идет с незначительными подъемами и спусками. Лишь один существенный спуск и подъем – на 49 км V.

46,2 – пересекаем железную дорогу.

55,2 – вправо отворот на Николаевку.

58,0 – начало г. Котовск

60,4 – железнодорожный вокзал г. Котовск. Маршрут завершен.

На поезд 23 билетов нет, поэтому уезжаем электричкой Вапнярка-Одесса в 18:20

За день пройдено 60,4  км, время движения 4:03.

 

Заключение и выводы

1. Заявленный маршрут успешно пройден в установленные сроки. Общая протяженность маршрута составила 302 км. В соответствии с Методикой категорирования велосипедных походов, утвержденной Президиумом ФСТУ [1], маршрут соответствует требованиям, предъявляемым к походам первой категории сложности.

2. Как видно из таблицы в разделе 2.4 (график движения), автотранспорт на большинстве участков маршрута встречается редко или не встречается вообще.

3. На маршруте нет крутых подъемов, все подъемы сравнительно пологие (хотя бывают длиной до 3 км) и практически все преодолеваются в седле даже новичками.

4. На подъемах и спусках нередко встречаются участки брусчатки, хотя на остальной дороге асфальт. Иногда брусчатка начинается не с самого начала спуска и нужно быть внимательным, чтобы разогнавшись на асфальте не налететь с большой скоростью на участок брусчатки.

5. Проблем с водой и дровами для костра нет. Продукты в населенных пунктах можно подкупать ежедневно, так что с собой следует возить продукты только на текущий день.

6. Район похода позволяет чередовать движение по дорогам с хорошим асфальтовым покрытием и движение по лесным и полевым дорогам и тропам, что делает поход не утомительным.

7. В разных местах маршрута мы нередко встречали огромные деревья (дубы, липы, осины) с диаметром стволов более метра. Климат здесь очень благоприятен для деревьев и лесов.

8. В лесах нередко дорог нет, старые просеки заросли, что делает движение через лес проблематичным (как это было у нас за с. Стратиевка).

9. В районе похода много фруктовых деревьев (яблони, груши, черешни, абрикосы, вишни), часто растущих непосредственно вдоль дорог, в лесах встречаются земляника, малина, ежевика. Привалы в таких условиях особенно приятны.

10. При планировании движения по лесным дорогам и тропам обязательно иметь плотные брюки, поскольку эти дороги нередко заросли высокой травой, крапивой и колючим кустарником.

11. В последний день похода участники обнаружили на себе три клеща. При предполагаемом движении через леса следует принять меры защиты от клещей – закрывающая доступы к телу одежда, использование репеллентов.

12. Район похода имеет богатую историю, ряд интересных достопримечательностей, о некоторых из которых мы и не догадывались.

13. В спортивном отношении район интересен для проведения туристских велопоходов 1 – 2 категории сложности.

 

Список литературы

1.        Методика визначення категорій складності походів з велосипедного туризму. Затв. Призидією ФСТУ 25.02.06. Інформаційно-методичний збірник, № 10, Київ, 2006

2.        http://ua.vlasenko.net/_pgs/vinnycka.html Винницкая область

3.        http://www.nashkray.kiev.ua/vinn.htm Винницкая область

4.        http://expo.vin.com.ua/uk/main/outstanding_places Визначні місця Вінниччини

5.        http://nashkray.kiev.ua/zapovednik/zvin.htm#1.1 Винницкая область. Заповедные объекты

6.        http://vin.com.ua/ourland/geology/indexru.htm Из геологии Винницкой области

7.        http://www.castles.com.ua/pechera.html Печера

8.        http://www.pk.kiev.ua/travels/2006/06/10/100004.html Роскошный Тульчин и романтичная Печера

9.        http://e-uman.org.ua/node/1218?from=50&comments_per_page=50  графы Потоцкие

 



Hosted by uCoz