Спортивный туристский клуб «Одесса»
ОТЧЕТ
о
велосипедном туристском походе
по Черноморским косам Одесской области
совершенном
с 5 по 7 января 2008 г.
Нитка пройденного маршрута:
Одесса - Затока - Курортное - Лебедевка - Приморское - Вилково
Общая протяженность - 184 км
Карты маршрута
Карта второго и третьего дней пути
Участники похода
Dimogor
RHCP
Vasily
Общая информация о маршруте
Северо-западное
побережье Черного моря представляет собой цепь песчаных кос шириной 100 –
Идея
проехать косы зимой по замерзшему песку возникла у нас несколько лет назад.
Опыт предыдущих лет ( http://shatuni.narod.ru/0106/kosa.htm,
http://shatuni.narod.ru/300107
) показал, что это вполне реально.
Условно северо-западное
побережье Черного моря можно разбить на несколько
участков:
·
коса
Днестровского лимана, протяженностью около
·
Будакская коса, протяженностью около
·
от Курортного до Лебедевки на
·
от Лебедевки до оз. Сасык
протянулась самая протяженная и самая интересная коса, длиной около
·
·
далее от Приморского до Вилково идет участок
дунайских плавней.
Нужно отметить,
что вдоль побережья существует несколько курортных поселков, заселенных лишь в
летний сезон. Стационарных поселений на морском побережье здесь почти нет. Причина
– отсутствие пресной воды, сюда ее завозят. Даже в селах Буджакской
степи, удаленных от моря, нередко в колодцах вода соленая.
Зимой даже
в самом крупном курортном поселке Затока почти безлюдно и мало автотранспорта,
поэтому езда на велосипеде здесь беспроблемна. Правда,
одолевают собаки, которые истосковались по объектам облаенья.
Небольшие
лесные массивы расположены лишь в двух местах – севернее Лебедевки
и между Приморским и Вилково.
Именно в этих лесах мы запланировали ночевки.
Описание прохождения маршрута
Первый день, 5 января
Утро было необычным для Одессы последнего месяца - было безоблачно и морозно. Сбор был у "Маршала".
Пришедший провожать нас товарищ предложил взять с собой небольшой цифровой термометр. Но он показывал минус 17,
хотя более объективные данные говорили, что сейчас всего минус 13. Мы решили, что дополнительное психологическое
давление со стороны термометра нам ни к чему и отказались от этого прибора. После небольших дозакупок продуктов в
"Маршале" мы выехали в 8:30. Был небольшой северо-восточный ветер, т.е. почти попутный на большинстве участков.
За переправой у дороги как обычно неторопливо плавала небольшая стая лебедей (фото 3). Эти счастливчики даже не догадывались,
какая участь постигла их сородичей в районе лиманов и плавней Дуная. Ровная гладь Сухого лимана успокаивала,
трудно было себе представить, что сейчас в море бушует шторм.
До Ильичевска движение автотранспорта было довольно интенсивным, далее дороги почти пустые (фото 4-6).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ехали традиционным маршрутом через Санжейку и Грибовку. В Затоке первым делом мы выехали на пляж, чтобы оценить возможность проезда по берегу на велосипеде. Картина была не такой,
как мы ожидали и совсем не такой, как хотелось бы. Несколько дней подряд бушевал шторм при низких температурах,
берег был покрыт слоем льда. Волны взламывали прибрежную часть льда и обломки выпрасывали на поверхность льда вдали от воды.
Там все это смерзалось. Хоть ветер и стих по сравнению с предыдущими днями, но волны все равно были огромными и с грозным ревом
обрушивались на обледеневший берег. О езде вдоль кромки воды по подмерзшему песку, как мы предполагали изначально, не могло быть и речи.
но вдали от воды ледяной покров был сравнительно ровным и по нему, в принципе, можно было ехать.
Решили ехать по косе, как минимум, до Сергеевского моста. Но сначала решили вернуться в центр и перекусить в Кафе.
После обеда стало холодно, нужно побыстрее ехать. Первые 5 км мы ехали не вдоль берега, а по дороге вдоль Затоки. Было странно
видеть столь безлюдным и безмашинным этот шумный курортный поселок (фото 8).
Далее состоялся долгожданный выход на берег (фото 9). Мы наивно полагали, что будем ехать по мерзлому песку.
Реально же предстояло ехать по льду, довольно неровному и весьма скользкому. Для начала, конечно, у каждого
было несколько небольших падений, но через некоторое время все приноровились. Чем дальше мы ехали, тем более
увлекательной была эта езда. Побережье было заставлено сверкающими на солнце сказочными ледяными фигурами (фото 10-16).
Вообще вся эта езда больше напоминала покорение Арктики, чем езду по побережью теплого южного моря (фото 17-20). А трещины
во льду - это, конечно, не трещины в горных ледниках, но тем не менее (фото 19).
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Забавно выглядит фраза "преодоление пляжа курорта Сергеевка". Но глядя на фото 20 иначе, как "преодоление" этот процесс назвать сложно.
За Сергеевкой лед стал более ровным (фото 21-23, 26-30). Был даже протяженный участок подмерзшего прибрежного песка
(фото 26-27), на который мы и надеялись.
Вдоль моря было много водоплавающих птиц - различных уток, лысух, чаек и даже лебедей. Сильный восточный ветер и низкая температура воздуха
заставляли их искать убежище у песчаных обрывов. Нередко они взлетали из своих убежищ при нашем приближении. Но одна из уток почему-то не взлетела,
а лишь забилась, как привязанная. Оказалось, что ее хвост вмерз в прибрежный лед и она обречена на гибель в этом ледяном капкане. Птица обессилела
и не очень сопротивлялась, пока мы вызволяли ее из этого ледяного плена (фото 24-25)
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
При приближении к с. Курортное появились искусственные препятствия, созданные человеком (фото 31). Примерно километровый участок косы
активно застраивается и, видимо, скоро здесь будет то же, что и в Затоке. В конце косы следует подъем в с. Курортное, с которого хорошо видна коса (фото 32).
В Курортном мы выехали на пустынную в зимнее время автодорогу и поехали в сторону с. Тузлы до Николаевки, где свернули влево.
В конце села едем вправо вдоль обрыва к морю по грунтовке до Лебедевского леса. Стемнело и резко похолодало. Ставили лагерь и отогревались у костра уже в темноте.
Очень темно (новолуние 8 января), а в небе - невероятное количество звезд. Летом, кажется, такого не бывает. Море продолжало штормить, хотя ветер был не сильным.
До берега моря было метров 200, но в лесу стоял непрерывный рев с периодическими мощными хлопками от ударов волн об обрывистый берег.
За день пройдено 86,5 км, общее ходовое время 6:20.
Второй день, 6 января
Утром было тепло. Влага на стенках палатки собиралась в виде капель, а не в виде инея. Хотя, после того,
как мы покинули палатку, все это стало подмерзать. Снова костер и завтрак (фото 33-34).
Дорога в лесу нам показалась излишне разбитой (фото 35), поэтому мы решили ехать не через лес, а двигаясь на
северо-запад выехать из леса и дальше ехать вдоль границы леса на юго-восток по дороге, которая должна
быть лучше укатана. Это была ошибка. Дорога вдоль леса оказалась еще больше разбита (фото 36), приходилось
ехать даже параллельно дороге по полю.
Через 3,5 км выехали на асфальт, по которому проехали мимо пустынного курортного поселка Лебедевка. Отсюда
открывался вид на следующую косу, которая казалась бесконечной (фото 37). Спустившись к морю мы уперлись в атрибуты
Лебедевского пляжа - остатки летнего кафе (фото 38), которое было завалено толстым слоем морской пены.
Эта пена замерзла, и отламываемые колесами кусочки пены подхватывались ветром и со звоном перекатывались по льду,
как пластинки легкого пенопласта.
Первый километр косы до рыболовецкого участка мы проехали по неплохо укатанной дороге (фото 39), проходящей вдоль косы со стороны лимана.
Обычно эта дорога заполнена рыхлым песком и непроезжаема на велосипеде. Но сейчас дорога была довольно твердоой -
толи волны штормового моря перекатываясь через косу залили дорогу, толи дорога была мокрой от дождей, а потом замерзла.
Но за рыб. участком на дороге уже был рыхлый песок и ехать стало невозможно. Мы перебрались на берег.
Эта коса несколько отличалась от предыдущей тем, что льда было меньше. Возможно это связано с тем, что ветер переменился с
северо-восточного на восточный, возможно с тем, что мороз ослаб. Причин уменьшения количества льда было две. С одной стороны,
волны разбили часть льда и забрали его вместе с песком. Причем, песка волнами унесено так много, что в некоторых местах на берегу
образовались ледяные карнизы (фото 65). В других местах волны нанесли тонкий слой песка поверх льда, отчего ехать стало заметно легче.
Но в некоторых местах свеженанесенного песка на льду было так много, что это затрудняло движение и приходилось спешиваться (фото 63).
Ехать было легче ближе к воде, где волны выровняли лед и нанесли на него тонкий слой песка (фото 46). Но чрезмерно увлекаться
приближением к воде тоже нельзя было, поскольку можно съехать с песка с ледяной основой и увязнуть в рыхлом мокром песке (фото 48).
Справа от нас над замерзшими лиманами летали многочисленные стаи птиц. Наиболее заметными были стаи лебедей. Сейчас они, видимо,
очень сожалели, что остановились здесь, а не улетели зимовать дальше на юг.
На берегу местами было много свежей, еще не замерзшей морской пены. Сама по себе она не мешала движению, но не позволяла видеть,
что же находится под колесом, это приводило к неожиданным наездам на скрытые ледяные глыбы или ямы. Кроме того, от пены мокла обувь,
одежда и велосипед (вода в пене соленая).
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
Возле Шаганского маяка (фото 66) мы сделали небольшой перекус, спрятавшись от пронизывающего ветра в зарослях кустарника и камыша.
но все равно мы быстро начали замерзать, поэтому привал был коротким.
Справа за небольшими озерами появились курортные поселки Рассейка, а затем Катранка. Их соединяют с косой несколько мостиков с
металлическим каркасом и деревянным настилом (фото 68).
За Катранкой наша уверенная и безмятежная езда по косе была остановлена прорвой - проливом в косе (фото 67), соединяющем море и лиман.
Ширина прорвы порядка 10 м, течение воды в лиман было довольно сильное за счет того, что восточный ветер нагнал воду в море на берег.
RHCP предложил объехать прорву по льду лимана, а Dimogor предложил перейти прорву вброд. Наверно, брод был бы разумным решением,
если бы мы были здесь в первой половине дня. А сейчас - и накопленная за день усталость, и возможная спешка из-за того, что скоро стемнеет.
В общем, мы повернули обратно и по мостику (фото 68) перешли Джантшейский лиман.
На этом наша езда по песчаному морскому берегу была завершена. За этот день пройдено около 40 км песчаной косы.
Далее мы проехали через КПП по асфальтовой дороге на северо-запад и уперевшись в другую асфальтовую дорогу свернули на нее влево.
Проехав через насосную станцию, выехали на дамбу озера Сасык, по которой идет бетонка, а затем асфальт. На дамбе автотранспорта мы не встречали.
Стемнело и дальше мы ехали со светом. В конце дамбы влево уходит дорога к турбазам. Едем по дороге вправо.
В асфальте появилось множество выботин, в темноте ехать по такой дороге тяжело.
У нас с собой было лишь два литра льда в бутылке. Проблемы с водой для ужина не было - всегда можно было насобирать и натопить снега, хотя его вокруг было не много.
В селе Приморское мы все-же решили добыть пресной воды. Но из-за морозов это было связано с проблемами.
Мы решили, что будет проще и быстрее в магазине купить три литра минералки без газа.
На ночлег остановились в сосновом лесу слева от дороги на Вилково в трех км за с. Приморское.
Море было далеко за лесом, но шум прибоя все равно был слышен. Даже в темноте над нами летали стаи птиц,
достаточно крупных, насколько это можно было судить по шуму крыльев.
Скованные льдом водоемы подымали их на крыло и заставляли что-то искать.
За день пройдено 74,5 км, ходовое время 6:40.
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
Третий день, 7 января
Ночью шел дождь. Утром из-за дождя не очень хотелось вставать, но Dimogor быстро организовал завтрак на горелке.
Пришлось вставать, чтобы завтрак не остыл. Мы уже никуда не торопились, основная задача похода была выполнена. Теперь
нужно было выбрать наилучший вариант отъезда. Рассматривались варианты движения в сторону Измаила, Арциза или Белгорода.
Но карты путал непрекращающийся дождь. Решили ехать для начала в Вилково. Но за утренним чаем (фото 69) вспомнились истории летних походов,
которые постепенно переросли в политические споры. Как результат - мы выехали только в 11 часов. Как результат -
приехав в Вилково (11 км) мы опоздали на автобус Вилково - Одесса на 15 минут.
Выбор у нас был небогат: ехать дальше своим ходом или доехать автобусом до Измаила. Учитывая непрекращающийся
дождь (фото 71) ехать своим ходом не очень хотелось, особенно учитывая, что мы уже вымокли. С автобусом тоже была проблема,
поскольку это был ЛАЗ с маленьким багажным отсеком, а в салон водитель наотрез отказался брать велосипеды, поскольку
ожидалось много пассажиров (последний день праздников как никак). Но мы нашли решение и все-же уехали этим автобусом.
Пассажиров действительно было очень много.
Пока мы отъезжали от Вилково дождь перешел в мокрый снег, а к Измаилу уже шел снег.
Приехав в Измаил (фото 72) мы обнаружили стоящий автобус в Одессу. Но билетов не было, и что более важно, не было мест в багажнике.
Этот автобус ушел, а вот со следующим мы договорились легко и быстро. Времени до отправки было еще полтора часа, поэтому
загрузив все вещи в багажник, мы отправились в часовую пешую прогулку по городу русской славы.
В Одессу мы прибыли к 12 ночи (фото 73-74). Любимый город спал спокойно, заваленный снегом.
Неожиданно всплыла новая серьезная проблема. В Измаиле мы спокойно загрузили мокрые велы в багажник автобуса,
а в Одессе извлекли ледяные монолиты, в которых почти ничего не сгибалось и не двигалось.
После решения этой проблемы была еще езда по заснеженным и нерасчищенным улицам Одессы, но после пройденной косы это уже были мелочи.
За день пройдено (на велосипедах) 23 км.
Заключение и выводы
1. Всего пройдено 184 км, из них около 60 км по прибрежному песку и льду. Нужно отметить, что почти всю эту прибрежную часть похода мы проехали.
Пешком было пройдено в общей сложности менее полукилометра. Это еще раз показывает, что зимой косы практически полностью проезжаемы.
2. В зимних велопоходах можно сравнительно легко пройти маршруты, практически непроходимые летом. Пройденный маршрут по Черноморским косам является тому примером.
3. Зимние велопоходы довольно сильно отличаются от летних снаряжением, техникой и тактикой передвижения, необходимыми навыками участников.
4. Как руководитель похода, хочу высказать благодарность всем участникам, прекрасно справившимся со всеми проблемами
необычного и непростого велопохода. Надеюсь, что все положительные эмоции с лихвой перекрыли те невзгоды, которые пришлось преодолеть.
Надеюсь, что полученный нами опыт будет развит в последующих более сложных и интересных походах.